Отныне при проверке организаций аудиторы будут руководствоваться новыми правилами. Правительство постановлением от 22 июля 2008 года N 557 внесло поправки в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Всего установлены три новые нормы. Правило (стандарт) N 32 регламентирует использование аудитором результатов работы эксперта. Правило (стандарт) N 33- обзорную проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности. Правило (стандарт) N 34 прописывает стандарты контроля качества услуг в аудиторских организациях.
Что же это меняет? Норма, озаглавленная как "Использование аудитором результатов работы эксперта", регламентирует порядок привлечения экспертов и использования результатов их работы. Вместе с тем стандарт не разделяет ответственность между аудитором и экспертом при сложном расчете оценочных показателей, так как в любом случае заключение о подтверждении достоверности отчетности выдается аудитором от своего имени.
Следующий стандарт под названием "Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности" определяет юридический статус обзорной проверки. Напомним, что она не может считаться аудитом в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", и в заключении по результатам обзорной проверки не содержится мнение аудитора о достоверности отчетности. Следовательно, обзорная проверка - это недостаточное основание для того, чтобы компания считала обязанность по проведению обязательного ежегодного аудита выполненным, пояснила "Российской бизнес-газете" Ирина Соколова, начальник отдела контроля качества "Интерком-Аудит".
Многие аудиторские компании уже разработали и внедрили систему внутреннего контроля качества, наличие которой уже давно стало необходимым условием роста конкурентоспособности аудиторских услуг. Поэтому утверждение стандарта "Контроль качества услуг в аудиторских организациях", применение которого становится обязательным для аудиторов, только подтвердило правильность выбранного пути развития бизнеса, отмечает эксперт.
Принятые изменения в крупных и средних аудиторских компаниях в том или ином виде уже, как правило, работают в ранге внутрифирменных стандартов, положений, указаний или инструкций, подтверждает Лариса Кошолкина, руководитель-куратор проектов департамента общего аудита компании "ФинЭкспертиза". Необходимо будет лишь пересмотреть некоторые моменты, ведь внутрифирменные стандарты должны содержать требования не ниже федеральных. Малым компаниям и индивидуальным аудиторам, которым не под силу иметь штат методологов по аудиту, принятые изменения актуальны и в работе будут полезны.
В отношении стандарта "Внутренний контроль качества" эксперт отметила, что он принципиально не изменился. Нераспространение этого стандарта на сопутствующие услуги было фактически закреплено и в предыдущей его редакции, так как это не вменяло в обязанность аудитору, а предоставляло право применять стандарт N 7 при оказании сопутствующих услуг.
"Если говорить в целом об изменениях в федеральных правилах о стандартах аудиторской деятельности, принятых 5 августа, то это практически работа по замене "старых" стандартов, одобренных и введенных еще в 1990-х годах Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, которые действуют по сей день и которыми пользуются аудиторы. Так что работа аудиторов не претерпит больших или кардинальных изменений", - говорит эксперт.
Выход этого постановления - еще один шаг по приближению отечественной системы стандартизации аудиторской деятельности к системе Международных стандартов аудита (МСА), считает заместитель генерального директора АКГ "Развитие бизнес-систем" Роман Ракшаев. Правила в различной степени повторяют, передают смысл и адаптируют для наших условий три сходных по наименованиям Международных стандарта.
Правило N 32 "Использование аудитором результатов работы эксперта" устанавливает единые требования к использованию результатов работы эксперта в качестве аудиторских доказательств и его можно считать почти дословным переводом МСА N 620. Правило N 33 "Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности" посвящено услуге, сопутствующей аудиту, - обзорной проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности. В ранее принятом стандарте N 24 уже было дано понятие обзорной проверки, но это правило было посвящено трем видам сопутствующих аудиту услуг и вследствие этого приведенные в нем положения были конспективны и кратки.