Волна жалоб обиженных заемщиков заставила Роспотребнадзор обратить внимание на рынок кредитных карт. Судя по всему, третий квартал станет периодом широкомасштабных проверок на предмет, нарушают ли банки права заемщиков, пытаясь "упаковать" потребительские кредиты в "пластик".
Собственно, основные претензии Роспотребнадзора к кредитным картам были высказаны еще в конце июля на встрече с представителями Ассоциации российских банков, суть которых сводилась к следующему. Кредитные карты зачастую распространяются банками без заключения договоров займа, не имеют четко прописанного графика погашения общей суммы кредита, нередко даже общая сумма займа носит "плавающий" характер. Такая неопределенность создает повышенные риски как для банков, так и для самих заемщиков.
До недавних пор рынок кредитных карт развивался практически бесконтрольно. Если в среднем за год темпы роста объема эмиссии банками пластиковых карт составляли около 40 процентов, то прирост кредиток зашкаливал за 60 процентов. В итоге на сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация, когда оценки оборота кредитных карт в России разнятся в разы. Так, согласно официальной статистике Центробанка, в стране около 10 миллионов кредитных карт. Однако сами банкиры убеждены, что это только те кредитки, по которым заемщики уже совершают операции. Всего же в стране за последнее время эмитировано 25-30 миллионов карт, то есть большая половина этого рынка находится в спящем состоянии. Однако карты уже находятся на руках населения, и, когда и как может "ожить" этот кредитный навес, не знает никто.
Опасности же в кредитных картах на порядок больше, чем в ипотечных кредитах. По оценкам экспертов, нормальным уровнем просрочки по ипотеке является 1 процент от общей суммы выданных кредитов. По кредитным картам этот показатель равен 10 процентам - таковы и общемировые тенденции.
Недавнее исследование российского рынка кредитных карт, проведенное банком "Хоум кредит", показало, что среднестатистический обладатель этого инструмента - женщина в возрасте от 25 до 44 лет, имеющая высшее образование и состоящая в браке. Женщины являются сильным звеном кредитного процесса: они чаще обналичивают деньги с карты, чем расплачиваются ею за товары и услуги. Причем значительная часть клиенток использует кредитный пластик лишь в случае крайней необходимости.