12.08.2008 02:00
    Поделиться

    Государство до минимума сократит общение граждан и бизнеса с чиновниками

    Получить любую справку, или адресную социальную помощь, или жилищно-коммунальные субсидии, а также оформить право на земельный участок или зарегистрировать приобретение и продажу квартиры можно будет в одном-единственном окне, без беготни по инстанциям. Минэкономразвития объявило, что в течение двух лет во всех регионах будут созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Пилотные проекты уже есть и работают, и в ведомстве ими довольны.

    Для того чтобы региональные власти имели представление, как должны выглядеть и работать МФЦ, минэкономразвития разработало проект постановления правительства "О некоторых мерах по повышению качества государственных и муниципальных услуг на базе создаваемых многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг", которое уже одобрила правительственная комиссия по проведению административной реформы. Теперь субъектам РФ предложено в самые короткие сроки представить свои замечания и предложения по документу.

    Проектом постановления утверждается порядок предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ.

    В нем подробно описано, что из себя должны представлять МФЦ, очерчены принципы их создания, основные цели и задачи, функции, права и обязанности, требования к МФЦ, организация деятельности, ответственность МФЦ, контроль, кадровый состав и так далее. Кроме того, дается перечень государственных и муниципальных услуг, которые должны предоставляться в рамках МФЦ, а также рекомендации по формированию стандарта комфортности.

    Хотелось бы отметить, что в документе оговаривается: создание МФЦ не должно приводить к увеличению сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, а также к снижению их качества, комфортности и доступности. Основная цель МФЦ - это упрощение и сокращение сроков процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг.

    Порядком предусмотрены две основные организационно-правовые формы МФЦ: государственное (муниципальное) либо автономное учреждение. Но пока документом не предусматривается утверждение конкретного порядка финансового обеспечения создания, развития и осуществления деятельности МФЦ. Вместе с тем проектом постановления предусмотрено поручение в адрес минэкономразвития и минфина разработать и внести в правительство предложения по внесению изменений в действующее законодательство в части разработки и закрепления в нормативно-правовой базе порядки финансового обеспечения.

    Так что же из себя будет представлять МФЦ в реальности?

    По задумкам минэкономразвития, это единое помещение, в котором граждане смогут получить комплекс взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг, которые им окажут представители различных ведомств. Организовано это будет по принципу "одного окна". Помещение, в котором будет расположен МФЦ, должно отвечать всем необходимым требованиями комфортности предоставления государственных услуг. А это в первую очередь удобство расположения самого центра. При проектировании здания МФЦ должна учитываться пешеходная доступность от остановок общественного транспорта не более 5 минут. Вход в здание должен быть оборудован удобной лестницей с поручнями и пандусами для беспрепятственного передвижения инвалидных и детских колясок. Кроме того, должны быть предусмотрены бесплатные стоянки для автомобильного транспорта.

    Само помещение должно быть просторным с оборудованными секторами для информирования, ожидания и приема граждан. В секторе ожидания должно быть естественное и искусственное освещение, кроме того, помещение оснащается оборудованием для поддержания температуры, влажности и скорости движения воздуха.

    Необходимо предусмотреть возможность предварительной записи по телефону, электронной очереди, оплаты необходимых пошлин и сборов (наличие отделений банков, автоматов для приема платежей) и так далее.

    Отметим, что МФЦ может заключать договора на предоставление сопутствующих услуг, например нотариуса, в нем могут располагаться окно кредитной организации, банкомат, информационный центр на возмездной основе.

    Документ предусматривает разъяснительную работу. Задача состоит в том, чтобы объяснять все новации гражданам на понятном и доступном языке. Потому что, как нам пояснили в минэкономразвития, практика создания МФЦ показала, что люди не привыкли пока к той ситуации, что им необходимо только отдать заявление и через какое-то время они получат без беготни по инстанциям необходимый результат. Встречались случаи, когда, сдав в МФЦ оператору заявление и получив ответ о готовности их документов через 15 дней, пожилые люди отходили от окошечка, садились на стульчики в зале, думая, что им надо сейчас куда-то еще идти собирать подписи и справки. Это говорит о том, что наши граждане не привыкли общаться по-новому с административными органами.

    Напомним, что в прошлом году в качестве пилотных проектов в 16 субъектах РФ были запущены первые 18 МФЦ. Подводя предварительные итоги создания МФЦ, минэкономразвития сообщило, что, несмотря на скептицизм многих и неверие, что это реально осуществимый процесс, МФЦ созданы и многие из них успешно работают. Есть и недостатки. К сожалению, в отдельных субъектах, где созданы МФЦ, все службы хоть и собраны в одном отремонтированном здании, но гражданам, как и прежде, приходится самим бегать по этажам и коридорам, собирая многочисленные согласования и подписи. Тогда как основная задача при создании МФЦ - не здания и окошки, а выстраивание технологий оперативного взаимодействия в режиме on-line между органами власти всех уровней.

    Поделиться