Минобрнауки должно доработать учебные программы, чтобы творчество нобелевского лауреата Александра Солженицына в них было представлено более полно: такое поручение министру образования и науки дал премьер Владимир Путин.
По его словам, сегодня у учеников есть возможность познакомиться с творчеством великого писателя и философа, но этого недостаточно. Как нужно изучать произведения Солженицына в школе? С этим вопросом корреспондент "РГ" обратился к учителям и экспертам.
Татьяна Королькова, заместитель директора по библиотечной работе библиотеки-фонда "Русское зарубежье":
- Речь идет в первую очередь о высшей школе. Не только будущие филологи, но и будущие философы, политологи, историки, юристы должны изучать творчество Солженицына. Ну как, скажите, понять причины революции без солженицынского "В круге первом", где рассматриваются причины, истоки того, что произошло?
Мне бы хотелось, чтобы были труды - литературоведческие, исторические, политологические, психологические, в которых бы анализировалось огромное творческое наследие Александра Исаевича. Оно гораздо глубже, чем мы сейчас это воспринимаем. Исследователи разного рода должны задуматься над феноменом ХХ века, который хроникально разложил Солженицын. Он, если хотите, обелил нас своими произведениями. Все мы жили в оцепенении, молчали и думали: с нами этого произойти не может. Он был один в поле воин. Он мог противостоять. И личность человеческая, если борется за правое дело, сильна, ее ничто не может сломить.
Посмотрите, как он жаждал вернуться в Россию! Я понимаю, за что он осудил третью эмиграцию. Он видел себя только здесь, на своей земле. Конечно, он непростой автор, у него трудный слог, сложное лингвистическое построение фразы. Чтобы его понять, надо себя заставить думать. Замечательно сказала Белла Ахмадулина: "Он предстал перед судом и за всех нас ответил".
Андрей Лукутин, президент некоммерческого партнерства "Столичный учитель", автор учебников истории:
- На уроках истории сейчас изучают "Один день Ивана Денисовича". Когда ученики проходят 30-е годы, то говорят о ГУЛАГе, 60-е годы - оттепель, тоже обязательно вспоминают о Солженицыне, а 90-е годы - это, конечно, "Как нам обустроить Россию". Не могу сказать, что он легок для понимания. И простое увеличение часов на изучение этого автора в рамках предмета, думаю, ничего не даст. Многое зависит от того, как материал преподнесет учитель, насколько грамотно будет организован учебный процесс. Можно на уроках литературы изучать произведения Александра Солженицына именно как художественные, а на уроках истории уже рассматривать их как документы эпохи. И это принесет больше пользы.
На меня самого Солженицын оказал сильное воздействие. Он был последним из тех, кто не отказывался от своих убеждений до конца и отстаивал их. Предпоследним был Лихачев.
Андрей Успенский, "Учитель года России", преподаватель литературы школы N 37, г.Череповец:
- В школьную программу включены такие произведения Александра Солженицына, как "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича", а также отдельные главы романа "Архипелаг ГУЛАГ". Вопросы по ним включены в ЕГЭ по русскому языку и литературе. Но мне кажется, нужно более подробно изучать этого автора именно на уроках истории и обществоведения, в частности, анализировать одно из важнейших произведений "Как нам обустроить Россию". Рассказывать ученикам о том, что он отказался получать орден из рук Ельцина, вообще о его взаимоотношениях с властью.
Увеличение часов в программе - это не мера. Добавить часы на Солженицына, значит, урезать изучение творчества Толстого, Пушкина... Да и не в часах дело. Можно ведь преподавать так, что ученики будут "проходить" материал, а можно сделать так, чтобы они послушали, подумали... Не забывайте, Александр Исаевич всегда был против всякого увековечивания и восхваления.
Ольга Пахомова, мама ученика 10-го класса школы N 1220, Москва:
- Посмотрела потрясающий документальный фильм о Солженицыне и его семье, где он рассказывает о своих философских взглядах на историю России, затрагивает буквально все сферы жизни общества, рассуждает о революции и власти. Считаю, что надо этот фильм показывать в обязательном порядке на уроках литературы или истории. Еще, по-моему, можно расширить список дополнительной литературы, которую рекомендуют школьникам для летнего прочтения, включить, к примеру "Раковый корпус", "В круге первом". Помню, к 80-летию Солженицына социологи спрашивали у россиян, кто самый великий и талантливый писатель современности? Большинство назвали Акунина и Донцову. Солженицын был только на третьем месте.
Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:
- Считаю, что по крайней мере в профильной школе ребята должны знать и чисто литературные произведения Солженицына, и исторические. Думаю, что в профильной школе должен быть существенно расширен список рекомендованной литературы, причем как для уроков литературы, так и для уроков истории и обществоведения. Включая публицистику Солженицына, которая имеет большое значение. Мне кажется, что в 10-м классе ребята вполне уже готовы воспринимать произведения такого уровня. Лично я прочитал "Один день Ивана Денисовича" в 8-м классе.