Власти Хабаровска хотят сделать культуру аборигенов частью экономики

В краевом центре завершился первый межрегиональный международный фестиваль коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Насколько готовы власти помочь аборигенам налаживать экономику традиционных промыслов, выяснял наш корреспондент.

В Хабаровске местная власть сотрудничает с общинами коренных народов. Здесь действует совет по делам аборигенов при губернаторе, а их уполномоченный представитель входит в состав законодательной думы. Неудивительно, что и с инициативой провести большую "встречу народов" выступило министерство природных ресурсов края, в составе которого есть отдел по делам коренных народов.

В центр Дальневосточного федерального округа прибыли не только аборигены Чукотки и Сахалина, Магаданской области и Приморья, но и Канады, Америки и Южной Кореи.

Эмблема фестиваля - дерево в этностиле с веточками, тянущимися ввысь, как символ животворных соков самой природы, питающей искусство аборигенов. Познакомиться с культурой и обычаями малых народов Севера на месте их проживания дано не всякому: в села и стойбища, где созданы этнографические музеи, мастерские народных художественных промыслов, добираются в основном специалисты да туристы с круизных лайнеров, для которых проводят экскурсии, рыбалку, путешествия по реке на оморочках и камлания у костра. А тут на городской площади - и ловко сделанный хоморон (нанайский шалаш) и чукотский чум, и невиданные деликатесы из диких ягод.

- Сейчас такое время, что мы находимся на расстоянии одного телефонного звонка друг от друга, а здесь нам показали вещи, дошедшие от предков через века - от родителей к детям и внукам, - считает депутат Законодательной думы Хабаровского края Светлана Жукова. - Отголоски этой древней культуры можно встретить и в Северной Америке и в Гренландии.

Марина Одзял из Ульчского района кокетливо приосанивается: "Видите на мне халат? Помню, когда мне было восемнадцать лет, бабушка говорила: учись хоть по одному фрагменту вышивать, понемножку. А сейчас замечаю, что наши женщины сорокалетние потянулись к древнему искусству вышивания национальных узоров".

Многие, начав впервые вышивать, удивились: оказалось, руки сами помнят забытое искусство предков. Марина Одзял - единственный в своем роде специалист в Ульчском районе. Она занимается работой с народами Севера: помогает с социальным устройством, культурным развитием, устраивает конкурсы ремесел.

- Мы ежегодно в районе присуждаем звание народного мастера, вручаем энтузиастам премию, чтобы не угасали истоки творчества аборигенов, - рассказывает она. - Самые известные мастера народных промыслов из северных народов - наши, ульчские. Особенно сильны они в мужских видах: резьбе по дереву, по бересте, гравировке по бересте. В Хабаровском крае хорошо знают работы наших народных художников Николая Дявгоды и Ивана Росугбу.

По ее словам, нельзя рассматривать вопросы развития народного творчества аборигенов отдельно от социально-экономического контекста.

Местные власти готовят из представителей северных народов специалистов, которые будут преподавать в своих селах родной язык и культуру

- В Булаве живут 938 ульчей, это место компактного их проживания. Ульчи - это второй по численности коренной народ Приамурья, нас 4064 в крае. У нас 32 национальные общины, они рыбачат, занимаются сбором дикоросов и лесозаготовкой. Две из них бюджетообразующие: родовая община "Кальма" и община "Монгол-Вальдю". Местные власти нам целенаправленно помогают, наверное, понимают, что вся мировая цивилизация со временем поворачивается лицом на юго-восток. Ведь мы умеем по-настоящему хранить традиции… Но многое еще нужно поднимать в экономическом, социальном, культурном плане.

- В центре народной культуры мы преподаем декоративно-прикладное искусство народов Севера, изготавливаем сувениры. Но рынок сбыта плохой, - говорит Надежда Самар из села Нижние Халбы Комсомольского района. - Каждый реализует свою продукцию кто во что горазд.

Ее поддерживает Светлана Киле из села Ачан:

- Интерес к искусству огромный, особенно у иностранцев. Я 15 лет в Доме культуры шила костюмы для ансамбля "Сиун", встречала японцев, французов, американцев, они в восторге от национальной культуры. А среди соотечественников такого интереса нет.

Для власти остается открытым вопрос - как сделать культуру аборигенов мощной составляющей турбизнеса и как, используя инструменты социального партнерства, помогать налаживать экономику сел компактного проживания.

- Я удивлена, как мало популяризируют у вас в России искусство коренных народов, - сказала Хелли Эрикс, занимающаяся вопросами жизни северных народов в Канаде.- Впервые в Хабаровске я увидела изумительные вещицы из косторезной мастерской Уэлена.

Кстати, в национальном селе Канчалан завершается строительство туристического комплекса - в рамках программы развития и организации туризма на Чукотке, частью которой станут в скором времени подобные комплексы в Анадыре и поселке Эгвекинот, где акцент сделан на самобытной культуре чукчей и эскимосов. Их появление - одно из обязательных условий для развития качественного туристического бизнеса в регионе.

Мнения

Валентина Шабельникова, главный специалист отдела по делам КМНС министерства природных ресурсов Хабаровского края:

- Назрела необходимость в продвижении промыслов коренных народов, причем не только художественных. Это позволит решать в совокупности проблемы обеспеченности сырьем и оборудованием. А еще пора создать единое информационное поле в округе по проблемам народных промыслов.

Любовь Пассар, президент ассоциации КМНС Хабаровского края:

- 15 лет назад мы не могли мечтать о таком фестивале, тем более международном. У нас много общего: все коренные народы, как правило, малочисленны, все имеют навыки векового выживания в самых экстремальных условиях и все сохранили сквозь тысячелетия свой язык, самобытность и не потерялись как народ. Но период выживания у коренных народов прошел. На дворе XXI век, появились новые технологии промыслов, наступает пора поступательного развития.

Справка "РГ"

Хабаровский край - один из самых многонациональных в России. Здесь тесно переплелись различные культуры, обычаи, религиозные традиции 24 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Среди них удэгейцы, нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, эвенки.