Засуха в Николаевском районе Волгоградской области угрожает местным жителям безработицей.
Сегодня в Волгоградской области орошается меньше половины от прежних площадей. Оросительная система, которую с размахом строили еще в советские времена, была рассчитана на 350 тысяч гектаров, а в 2008 году вода приходит лишь на 190 тысяч гектаров волгоградской земли. По данным областного комитета по сельскому хозяйству и продовольствию, большая часть магистральных каналов (например Палласовского, Светолоярского, каналов Большой оросительной системы) заросла деревьями, в Городищенском канале нарушена изоляция, часть насосных станций не работают.
По идее финансировать содержание системы должны федеральный и региональный бюджеты в пропорции, в которой они владеют собственностью. Но пока деньги в систему мелиорации идут явно недостаточные. Федерация в минимальном объеме финансирует текущее содержание своих объектов, а областные власти в основном выделяют деньги на проведение мелиоративных работ и на компенсацию части расходов селян на растущую в цене электроэнергию, используемую при орошении.
Сложное техническое состояние системы и недостаточное финансирование привело к тому, что в части районов области (Старополтавском, Палла-совском, Среднеахтубинском) орошаемое земледелие практически прекратилось, а в Ленинском, Быковском и Николаевском районах серьезно уменьшили площади. Николаевскому району, на чьей территории находится больше всего орошаемых земель, и вовсе грозит засуха. Здешние аграрии работают в условиях минимального количества осадков (до 200 миллиметров в год) и на тонком гумусном слое (1,5 сантиметра против 4,5 в среднем по области). Но обилие солнца дает николаевцам возможность выращивать овощи и бахчевые высокого качества. Они сравнивают свой климат с климатом Объединенных Арабских Эмиратов и отмечают:
- Арабы орошают песок, выращивают овощи-фрукты и живут богато, а мы свои природные условия пока не используем.
Глава Николаевской районной администрации Александр Ткаченко объяснил корреспонденту "РГ":
- Для нормального функционирования нашему райводхозу в этом году нужен был 41 миллион рублей, а получил он лишь 28. Недостающие 13 миллионов рублей пришлось взять с товаропроизводителей - в виде платы за водопотребление, которая пошла не на ремонт сетей и каналов, а на текущее содержание системы. Получается, власти одной рукой компенсируют селянам затраты электроэнергии при орошении, а другой - эти компенсации забирают.
Директор одного из крестьянских хозяйств района Вячеслав Зинченко обратил внимание:
- Наши деньги по большей части уходят в никуда, на них зачастую содержатся неработающие объекты. Фактически 200 сотрудников простаивающей насосной станции, расположенной неподалеку от нашего хозяйства, находятся у меня на дотации.
Аграрии района при поддержке местных властей просят региональных парламентариев выделить из бюджета области 10 миллионов рублей на завершение поливного сезона и вместе с федеральными властями решить стратегический вопрос о перспективах региональной системы мелиорации. Директор николаевской агрофирмы Владимир Струк объясняет:
- Я готов сегодня взять австрийскую дождевальную машину за восемь миллионов рублей. Но вдруг я ее куплю, а воды на моих полях не будет... Как я могу что-либо планировать, если власти еще не определились, нужна ли нам всем система мелиорации.
От этого стратегического решения зависит не только экономика Николаевского района, но и его социальная стабильность. Фермеры хоть и пугают сворачиванием производства в случае превращения района в богарный (неполивной), но тут же оговариваются: "Мы не потеряемся, засадим луком 100 тысяч гектаров, подведем капельное орошение. Но всех своих нынешних сотрудников при таком раскладе мы не трудоустроим. Куда они пойдут работать?
Виталий Лихачев, председатель Волгоградской областной думы:
- На осенней сессии мы рассмотрим вопрос о предоставлении николаевцам дополнительной компенсации в 10 миллионов рублей. Но эта мера временная, она проблемы не решит. Надо либо модернизировать мелиоративное хозяйство, сделать его более экономичным, либо в полном объеме компенсировать все затраты, связанные с содержанием, охраной государственной системы орошения и энергопотреблением.