Ставропольские муниципалитеты готовятся к экзаменам

Осенью этого года будет окончательно сформирован перечень критериев для определения уровня эффективности органов местной власти. Насколько готовы к нововведению на Ставрополье, выяснял корреспондент "РГ".

Удобный инструмент

Появись указ президента РФ "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" чуть раньше, он мог бы здорово помочь новому губернатору Ставрополья Валерию Гаевскому в изучении ситуации на местах. Однако кодифицированный набор показателей, по которым вышестоящие этажи власти смогут судить о компетентности руководителей местного самоуправления, пока только разрабатывается. Поэтому в ходе ознакомительных поездок по районам глава края руководствуется собственными, обозначенными при вступлении в должность приоритетами. Главные среди них - умение муниципалов зарабатывать с помощью налоговых и инвестиционных рычагов, а также способность обеспечить относительное социальное благополучие населения на вверенных территориях.

Впрочем, вряд ли команде Гаевского придется существенно пересматривать подходы к оценке работы глав местных администраций после появления утвержденного варианта перечня - судя по рабочим версиям документа, экономическое развитие и социальное благополучие имеют ключевое значение и в нем.

Между тем кое-где на местах уже начали готовиться к введению новой системы мониторинга муниципальной власти. Так, в Ставрополе вновь назначенный исполняющий полномочия главы города Николай Пальцев на одном из первых заседаний велел подчиненным строить свою деятельность с учетом этого фактора.

- В списке показателей для оценки эффективности нашей с вами работы есть и состояние дорог, и уровень строительства, и продолжительность жизни, и над улучшением всех этих показателей нужно работать, - отметил Пальцев.

По мнению многих муниципальных руководителей, федеральная инициатива может оказаться полезной для развития территорий. Депутат законодательного собрания райцентра Ипатово Анатолий Бобровский считает, что на месте хорошего главу от плохого отличить весьма просто.

- Если везде идет строительство, дороги ухожены, а заборы покрашены, - значит, работают достойно, - полагает народный избранник.

Однако сверху увидеть недоработки сложнее, и потому не слишком радеющие о деле градоначальники могут без особых проблем "протирать кресла" годами.

Трудный экзамен

С точки зрения краевых законодателей, появление подобного перечня является закономерным усилением контроля со стороны государства за деятельностью местного самоуправления.

- Во времена, когда я руководил муниципалитетом, ситуация выглядела принципиально по-иному, - вспоминает депутат краевой Думы, экс-глава Ставрополя Михаил Кузьмин. - Государство тогда не могло выполнять свои функции и взамен давало муниципалитетам полную самостоятельность по принципу "спасайся, кто как может". Сегодня, считает Кузьмин, наступил другой этап - центральные власти во все большей мере берут ответственность за развитие территорий на себя. Соответственно статус и уровень свободы муниципалитетов будут существенно и неизбежно пересматриваться.

Примером происходящих перемен народный избранник считает завершившийся недавно процесс подбора кандидатуры на руководящий пост в краевом центре - прежде чем свое слово на выборах смогли сказать горожане, с предпочтительной фигурой будущего мэра определились местные элиты.

- По-своему хорошо, если главу города поддерживает краевая власть, - возможности для плодотворной работы у него больше. Однако не менее важным является и процесс установления контакта с жителями - без этого руководитель администрации успешным стать не сможет, - подчеркивает Михаил Кузьмин.

В самих же муниципалитетах считают, что телегу не стоит ставить перед лошадью - адекватно оценить квалификацию глав местного самоуправления станет возможно только после того, как будут окончательно определены пределы их полномочий и наведен порядок в сфере финансирования.

- Если бы бюджет Ипатово получал средства на реализацию всех возложенных на городскую администрацию обязанностей, здесь жилось бы не хуже, чем в столице, - уверен депутат Бобровский.

Глава Невинномысска Виктор Ледовской в качестве примера правильно сбалансированной системы полномочий и ответственности приводит советские времена - тогда руководителю городского уровня подчинялись практически все работающие на территории ведомства и службы.

- А сегодня ко мне приходят люди с жалобами на дебоширящих соседей, но я не могу даже милиции указать на необходимость вмешаться, потому что органы МВД от городских властей полностью независимы, - сетует Ледовской.

На местах опасаются, что применение формализованной "экзаменационной" системы приведет к тому, что руководители небогатых муниципалитетов, по объективным причинам отстающие в развитии, будут незаслуженно попадать в положение "козлов отпущения". В том же Невинномысске остра жилищная проблема - в очереди на получение квартир стоят шесть тысяч человек из числа особо нуждающихся, да и в целом объемы строительства здесь невелики, а значит, как минимум один из ключевых пунктов перечня оценочных критериев можно считать проваленным. Между тем глава и рад бы активизировать ввод в эксплуатацию жилья, равно как и решить остальные стоящие перед городом проблемы, но финансовое положение, обусловленное существующей системой распределения средств, сделать этого не позволяет.

Мнение

Андрей Скрипник, заместитель министра экономического развития Ставропольского края:

- К оценке действий муниципальных руководителей стоит подходить дифференцированно. Если у поселения есть возможность зарабатывать серьезные деньги, а ключевые статьи расходов остаются непрофинансированными, значит, глава действительно недорабатывает. Но в тех случаях, когда доходы брать просто неоткуда, считаю неправильным перекладывать вину на мэра за недостаточное развитие поселения.