Чаще всего хищения на железной дороге в Саратовской области совершают сами железнодорожники

В суде Татищевского района началось разбирательство по одному из крупнейших за последние годы хищений дизельного топлива. На скамью подсудимых сели сразу 17 человек.

Милицейская крыша

И это не какие-то неведомо откуда взявшиеся злоумышленники. Среди подсудимых - машинисты и помощники машинистов, а также сотрудники милиции.

Железнодорожники перепродавали солярку, слитую с локомотивов, местным предпринимателям. А милицейские чины прикрывали этот нелегальный бизнес.

По версии следствия, хищения организовал один из индивидуальных предпринимателей Татищевского района, у которого были хорошие связи в местных милицейских кругах. Коммерсант вступил также в сговор с железнодорожниками.

- На станции Курдюм машинисты загоняли локомотивы на запасные пути, к ним подъезжали бензовозы, сливали горючее, - рассказал корреспонденту "РГ" старший следователь межрайонного отдела Южного управления на транспорте следственного комитета Денис Крючков. - Разовая доля похищаемого дизельного топлива доходила до пяти тонн.

Ворованная солярка сбывалась другому татищевскому предпринимателю, владельцу нескольких автозаправочных станций. Он также стал одним из подсудимых по уголовному делу. Бензовозы до автозаправок сопровождали в качестве охраны милиционеры из местного РОВД и линейного отдела транспортной милиции на станции Татищево.

Из троих работников милиции, причастных, по данным следствия, к нелегальному бизнесу, сейчас на скамье подсудимых находится только один - оперуполномоченный, сотрудник уголовного розыска Татищевского РОВД. Двое других - начальник уголовного розыска РОВД и начальник линейного пункта транспортной милиции на станции Татищево успели скрыться, когда начали задерживать участников группы, и теперь находятся в розыске. В бегах находился и сам организатор всего этого бизнеса, однако затем его задержали в Москве.

Всего подсудимым предъявили обвинение по 37 эпизодам хищений дизельного топлива, которые были совершены с июня по декабрь 2006 года. Общая сумма ущерба, нанесенного железной дороге, составляет около 4,5 миллиона рублей.

Начальник ОПГ

При всем размахе этого дела хищения такого рода для саратовских железных дорог - дело обычное. 84 кражи дизельного топлива совершено в этом году на Саратовском отделении Приволжской железной дороги. Как рассказал начальник отделения Сергей Лиходаев, в Ершовском и Пугачевском районах прямо к железнодорожному полотну за дешевым горючим подъезжает автотракторная техника.

На станции Анисовка следственным отделом УВД на транспорте расследуется еще одно крупное уголовное дело по хищению ГСМ, ущерб, нанесенный железной дороге, составил, по предварительным данным, около 5 миллионов рублей. Там, по данным следствия, за воровством дизельного топлива стояло руководство депо: начальник, его заместитель, бухгалтер. А всего, по словам начальника Саратовского линейного отдела милиции Алексея Шаронова, за последнее время транспортными милиционерами было раскрыто 80 таких краж.

Бензовозы с похищенным топливом до автозаправок сопровождали сотрудники милиции

При этом Саратовское отделение железной дороги не исключение. Примерно такая же ситуация и в соседней Волгоградской области.

Многие машинисты, попавшиеся на продаже казенной солярки, себя преступниками не считают, говорят, что горючее, которое продают на сторону, они "сэкономили".

Как объяснили корреспонденту "РГ" сотрудники правоохранительных органов, экономит топливо локомотивная бригада следующим образом: на станции заправляют оба двигателя, однако затем машинисты отключают один из них и тянут состав на оставшемся, в результате и получаются излишки солярки.

- Зачастую за такое преступление виновные получают не слишком строгое наказание - условный срок, это и провоцирует безответственность, - считает начальник юридической службы Приволжской железной дороги Ирина Радина.

Навар на сварке

Между тем процветают на железной дороге и другие преступления, которые угрожают непосредственно безопасности движения и жизни пассажиров. Недавно "РГ" рассказала о случае, когда уникальные старинные вагоны на станции Покровск, в которых железнодорожники собирались организовать музей, подверглись нападению охотников за металлоломом. Хуже, когда искатели цветмета промышляют непосредственно на железной дороге.

По словам начальника Приволжской железной дороги Александра Храпатого, воры километрами обкрадывают железнодорожные пути, снимают оборудование, даже гайки откручивают, причем в таких масштабах, которые чеховскому злоумышленнику и не снились.

В то же время некоторые пункты приема металлолома располагаются непосредственно вблизи станций и депо. Недавно сотрудники правоохранительных органов провели проверку на одном из таких предприятий. Оказалось, что за двое суток сюда поступило более 200 тонн металла, причем большая часть по фиктивным документам. Однако предприниматель в итоге отделался административным штрафом. Теперь работники транспортной милиции надеются, что областное министерство промышленности посчитает случившееся достаточным основанием для того, чтобы лишить фирму лицензии.

Недавно милиционеры раскрыли группу граждан, в которую входили работники железной дороги, в том числе начальник рельсосварочного поезда, которые занималась воровством запчастей для путевого хозяйства. По версии следствия, эти запчасти не сдавались в металлолом, а перепродавались в другие регионы.

В то же время начальник Приволжской железной дороги Александр Храпатый убежден, что сотрудники милиции действуют недостаточно эффективно.

- За прошлый год железной дороге нанесен ущерб в 10 миллионов рублей, а сумма возмещения составила всего 300 тысяч, - посетовал он на совещании с руководством правоохранительных органов.

Мнение

Александр Пономарев, заместитель прокурора Южной транспортной прокуратуры:

- Раскрываемость краж деталей путевого хозяйства на железной дороге сейчас составляет около 60 процентов. Однако даже установив преступника, серьезно наказать его правоохранительные органы зачастую не могут. Привлечь к уголовной ответственности за приведение в негодность транспортных путей можно лишь, если в связи с этими действиями был причинен вред здоровью человека или крупный ущерб, то есть не менее 250 тысяч рублей.

То есть если катастрофа или авария на железной дороге произошла, тогда наказать злоумышленника можно. Если нет - нельзя. Но наша цель как раз не допустить чрезвычайных ситуаций на железной дороге. В связи с этим через губернатора, депутатов прокуратура намерена выйти с поправками в федеральное законодательство.

Что касается хищений дизельного топлива, здесь ситуация иная. Еще в советское время, когда у машинистов заработок зависел от пройденного километража, работники правоохранительных органов постоянно сталкивались с приписками с их стороны или с тем, что локомотивные бригады просто сливали излишки горючего. В тех подразделениях железной дороги, где нет налаженного учета и контроля, там сегодня и происходят хищения топлива. Руководству железной дороги давно нужно продумать, как организовать систему работы, при которой количество этих излишков было бы минимизировано. Может быть, поощрять машинистов за экономию топлива. Тогда и воровство сойдет на нет.

Кстати

В этом году на железных дорогах в Саратовской области погибло 14 человек. При этом, как заявило руководство транспортной милиции, было несколько случаев, когда работники железной дороги отказывали милиционерам в предоставлении необходимой информации. Так, в диспетчерской службе сотрудникам милиции, которые расследовали несчастные случаи, отказывались сообщить номера и время прохождение поездов, заявляя, что это коммерческая тайна. В то же время начальник Саратовского отделения железной дороги Сергей Лиходаев сообщил, что такая информация всегда может быть предоставлена дежурным по станции.