Канонада больше не заглушает слова дипломатов - операция в Южной Осетии, которую вели российские войска, закончилась.
Во вторник стало известно, что министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, который посетил зону конфликта с миротворческой миссией, потерял голос, пытаясь остановить боевые действия. По крайней мере так объяснил отсутствие главы французского МИДа на пресс-конференции по итогам поездки в Тбилиси и Владикавказ его финский коллега, глава ОБСЕ Александер Стубб.
Впрочем, и он сам, по его словам, слегка устал от словесных пикировок. Часы, проведенные в телефонных переговорах с руководством России, Америки и Грузии, не прошли даром - отвечая на вопросы журналистов, Стубб выглядел явно утомленным. Складывалось впечатление, что некоторые объяснения он давал представителями СМИ "на автомате".
И это было вполне объяснимо: от бесконечных речей, которые ежедневно выдает в эфир президент Грузии Михаил Саакашвили на брифингах в Тбилиси, любой здравомыслящий человек, желающий вникнуть в ситуацию, может утомиться. Особенно если, на свою беду, он еще пытается отделить зерна от плевел.
Нет смысла пересказывать пропагандистскую ложь, рассчитанную исключительно на западных слушателей, которую на фоне флага то ли Евросоюза, то ли Совета Европы произносит Саакашвили. Нет смысла вновь напоминать, как этот лидер передергивает факты и пугает обывателей страшилками о России. Собственно, в сложившейся ситуации ничего другого ему просто не остается - достаточно было посмотреть на по-детски испуганные глаза этого грузинского главнокомандующего, когда в Гори ему показалось, что к городу приближается российская авиация.
Стоит ли после этого удивляться, что, узнав о приближении российских миротворцев к Гори, вся грузинская армия немедленно отправилась защищать... Тбилиси. Видимо, в надежде, что там ее не тронут. Для того чтобы спасти хотя бы остатки тех славных войск, которые с таким рвением равняли с землей Цхинвали, в грузинскую столицу должен прибыть десант из пяти президентов - от главы Польши до лидера Литвы. Ранее все они получили "добро" на свою поездку из Вашингтона. Спасать армию Саакашвили от полного разгрома действительно необходимо. Как сообщает CNN со ссылкой на официальных лиц в Пентагоне, Грузия уже лишилась большей части систем противовоздушной обороны. И у нее не осталось возможностей координировать свои военные действия.
Но западным покровителям Саакашвили придется спасать и самого грузинского лидера от не менее полного политического дефолта. Задача эта весьма непростая. Позицию России в отношении конфликта министр иностранных дел Сергей Лавров обозначил предельно ясно - для окончательного прекращения боевых действий Тбилиси должен вывести войска с территорий, откуда грузинская армия обстреливала Южную Осетию. Иными словами, речь идет о создании своего рода зоны безопасности. Вторым пунктом мирного плана Лавров назвал подписание юридически обязывающего соглашения между Грузией, Абхазией и Южной Осетией о неприменении силы.
Вопрос о политическом будущем Саакашвили в качестве условия прекращения огня Москва поднимать не будет. "Мы никого не собираемся свергать или возводить на трон", - пояснил в этой связи Лавров. "Но я не думаю, что Россия будет разговаривать с Саакашвили. Он совершил преступные деяния против наших граждан", - добавил министр.
Стремление официального Тбилиси представить операцию в Южной Осетии как согласованную и поддержанную Евросоюзом и США, похоже, начинает серьезно беспокоить западных покровителей Грузии. Во-первых, после посещения лагерей беженцев во Владикавказе партнерам Тбилиси становится все труднее объяснять эту войну российской агрессией. В то время, как число вопросов к различного рода международным структурам, безучастно наблюдавшим за геноцидом в отношении осетинского народа, только растет. Вот и на пресс-конференции на прямой вопрос, почему ОБСЕ не отреагировала раньше на начало конфликта, глава этой организации ушел от прямого объяснения. Однако не исключено, что ответить, почему агрессия Грузии не получила немедленной оценки, многим европейским структурам еще придется - россияне, пострадавшие в Южной Осетии, готовят иски в Международный суд и в суд по правам человека по поводу действий Тбилиси.
В весьма неприятном положении оказались американцы. Сегодня они, чтобы "сохранить лицо", вынуждены на дипломатическом уровне, с подключением всех ресурсов расхлебывать ту кашу, которую заварил их грузинский ставленник. Но при этом многие обратили внимание, что дальше общих слов поддержки и отдельных акций по оказанию помощи, подобных переброске грузинских военных из Ирака на родину, действия Вашингтона не выходят. Как утверждает газета "Таймс", эксперты в Америке убеждены: диалог с Россией для США - это не дополнительная роскошь, а жизненная необходимость. В то время как Саакашвили наивно надеялся, что Белый дом считает отношения с Грузией более важными, чем с Москвой.
О некоторых деталях того, что происходило до начала грузинской агрессии в ходе контактов между дипведомствами России и США, рассказал Лавров. По его словам, госсекретарь Кондолиза Райс неоднократно убеждала его в том, что Америка посылает грузинским властям сигналы, предостерегающие их от военной авантюры. И Россия знала, что это действительно так. За это наша страна, по словам Лаврова, выразила признательность американцам.
Однако в итоге Вашингтон не смог сдержать Саакашвили. Грузинский режим вышел из-под контроля. И единственное, что осталось Белому дому, - спасать своего протеже и заодно свою репутацию: ведь свои действия официальный Тбилиси объяснял защитой американских ценностей.
И еще одна любопытная деталь. Как рассказал Лавров, после начала грузинской агрессии в Южной Осетии глава американского дипломатического ведомства несколько раз просила российского министра не использовать выражения "геноцид" и "этнические чистки" для оценки ситуации в зоне конфликта. Обещав, что и в Тбилиси будут соблюдать эту договоренность. Однако в своих речах президент Грузии продолжал говорить об этнических чистках. То ли связь между Тбилиси и Вашингтоном работала плохо, то ли прежде послушный Саакашвили на этот раз проявил несвойственную ранее самостоятельность, но факт остается фактом. Пожелание Райс в Грузии услышано не было.
А теперь американцам приходится ломать голову, как спасти грузинского лидера от серьезных проблем на международном уровне. Во вторник должно было состояться заседание Совета Россия - НАТО в формате "26 плюс 1". Перед началом заседания грузинская сторона, как обычно, заявила, что в "Тбилиси заранее знают о поддержке позиции Грузии всеми странами альянса". Впрочем, постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина такой якобы имевший место расклад сил не смутил. "Чем больше информации поступает из зоны конфликта, тем сильнее морщатся западные дипломаты", - сказал он перед началом заседания, на котором собирался привести новые факты о действиях грузинских войск в Южной Осетии. Но во вторник утром стало известно: Совет не состоится - США заблокировали его проведение. Видимо, Белый дом принял такое решение, чтобы не смущать союзников по альянсу вопиющими свидетельствами совершенных Тбилиси преступлений.
"Чего ждет Россия от своих западных партнеров", - спросили журналисты российского министра иностранных дел. "Мы надеемся на участие всех заинтересованных государств в восстановлении Южной Осетии", - ответил Лавров. И добавил, выразительно поглядев на своего финского коллегу Александера Стубба: "Для ОБСЕ тоже найдется работа".