В главном социальном министерстве подготовлены предложения по совершенствованию пенсионной системы. Ключевых моментов два: восстановление справедливости в отношении "старых" пенсионеров, а также сохранение пенсионных накоплений тех, кому до пенсии еще трудиться и трудиться.
Напомним, цель серьезно улучшить пенсионную систему и определить целевые ориентиры ее развития была сформулирована 1,5 года назад - в Послании президента Федеральному Собранию. В этом году в Бюджетном послании, состоявшемся уже после выборов, глава государства подтвердил прошлогоднее "домашнее задание", поручив правительству найти способ серьезно увеличить пенсии нынешним пенсионерам, в первую очередь тем, кому она назначалась давно, еще до изменения пенсионного законодательства в 2002 году. Вторая задача - позаботиться о будущем пенсионном обеспечении сегодняшних работников.
Крайне низкий уровень пенсий у "старых" пенсионеров возник потому, что назначенные им еще в советское время пенсии, в 90-е годы, когда бушевала инфляция, обесценились. А выбранные способы индексации (так называемое "осовременивание" пенсий с помощью особых коэффициентов), с одной стороны, убегающие цены никак не догоняли. А с другой - приводили ко все большей уравниловке, приближая доходы тех, кто когда-то вышел на максимально возможный размер пенсии, к доходам "минимальщиков".
Те же, кто выходил на пенсию в 90-е годы, пострадали еще и потому, что оценка их пенсионных прав производилась не из фактического заработка, а исходя из специально рассчитанной зарплаты, зависевшей от страховых поступлений в Пенсионный фонд. С учетом того, что львиная доля зарплат платилась в конвертах, эта "специальная пенсионная" зарплата была вдвое ниже начисленной. Соответственно занижались и пенсии.
Что же предлагает минздравсоцразвития, чтобы исправить такой порядок вещей? "Мы проанализировали, почему все-таки советскую пенсионную систему все вспоминают как справедливую, в чем было ее преимущество, - рассказал "Российской газете" глава профильного департамента минздравсоцразвития Сергей Афанасьев. - И пришли к выводу, что она обеспечивала средний размер пенсии на уровне, в 2-2,5 раза превышающем минимальный размер".
По мнению экспертов, эти 2-2,5 минимального уровня позволяют обеспечить основные потребности пенсионера и дают ему возможность чувствовать себя достаточно комфортно. В отличие от нынешнего ориентира - прожиточного минимума, который "заточен", по сути, на элементарное выживание. Сейчас, напомним, средняя пенсия по стране лишь на четверть превышает эту планку. А потому поднять среднюю пенсию до 2,5 прожиточного минимума фактически означает ее удвоить.
В минздравсоцразвития предполагают, что сделать это реально в ближайшие 10 лет. "Такую задачу решать очень быстрыми темпами невозможно, - поясняет Сергей Афанасьев. - Существуют финансовые ограничения на рост расходов". Впрочем, конкретные размеры и сроки такого повышения (а что оно будет поэтапным, сомневаться не приходится), министерство еще только обсуждает с минфином, Пенсионным фондом и прочими заинтересованными сторонами.
Что касается механизма, используемого для увеличения пенсий старшему поколению, предлагается отталкиваться от трудового стажа. "Увеличить пенсии можно, проиндексировав пропорционально "советскому" стажу, имевшему место у человека до 1991 года, - поясняет глава департамента. - Чем больше стаж, тем большим будет увеличение пенсии". Впрочем, конкретные пропорции этого увеличения также пока остаются предметом обсуждения.
При этом минимальная пенсия должна быть прочно увязана с величиной прожиточного минимума. Это еще один целевой ориентир развития пенсионной системы. "Сейчас в нашем законодательстве не установлено, какой должна быть минимальная пенсия. Мы предлагаем, чтобы с 2010 года минимальный размер пенсии был законодательно установлен на уровне прожиточного минимума в Российской Федерации, - констатирует Афанасьев. - В принципе после всех мероприятий по повышению пенсий в 2009 году, по нашим оценкам, останется не больше 2-3 процентов от общего числа пенсионеров, которые будут находиться за этой чертой бедности. Их проблемы можно будет решить путем адресного повышения пенсии".
Правда, есть регионы, в которых прожиточный минимум серьезно превышает средний уровень по стране. В министерстве полагают, что подтянуть уровень доходов пенсионеров в таких регионах можно в рамках Закона о социальной помощи, за счет соплатежей из регионального и федерального бюджетов.
Второе направление изменения пенсионной формулы касается тех, кто еще только зарабатывает свои права на пенсию. "Для будущих пенсионеров важным целевым ориентиром мы приняли достижение индивидуального коэффициента замещения на уровне не ниже 40 процентов от заработка, - говорит Сергей Афанасьев. - Речь идет о замещении среднего заработка за всю трудовую биографию (30 лет), с которого уплачивались пенсионные взносы. Достижение такого уровня вполне реально".
Понятно, что повысить пенсии без увеличения доходов пенсионной системы невозможно. Либо придется искать дополнительные источники финансирования. Эта финансовая "кухня" очень интересна, но конкретные варианты опять же еще на стадии дискуссии.
Концептуально же речь идет о фактическом реформировании единого социального налога. "Налог не может быть перспективным источником доходов системы социального страхования, - считает Сергей Афанасьев. - Нужно вводить полноценные возмездные страховые взносы, которые "вернутся" к работнику, когда он выйдет на пенсию. Такое направление развития всей системы социального страхования, в том числе и пенсионного, наиболее правильно".
Наконец, еще одно предложение минздравсоцразвития связано с тем, чтобы вывести формирование пенсионных накоплений в систему страхования жизни. Проще говоря, речь идет о том, чтобы работник приобрел право собственности на свои пенсионные накопления. Сегодня они, как известно, находятся в собственности у государства. И не в последнюю очередь по этой причине многие проявляют безразличие к управлению этими средствами - "молчунов", оставивших свои накопления в ведении государственной управляющей компании, по-прежнему более 90 процентов. В минздравсоцразвития считают, что логичнее вывести накопительную часть пенсионной системы за рамки обязательного пенсионного страхования. "Передача формирования накопительной части пенсии в систему частного, по сути, страхования, основанного на договоре со страховщиком, могла бы повысить и эффективность самой накопительной системы, и финансовый результат, который получит потом застрахованный в виде пенсии, - считает глава департамента. - Это концептуальный подход". Конкретика опять же станет ясна позже. Тем более что, помимо варианта, разработанного минздравсоцразвития, свои предложения высказывали также независимые эксперты.
Ситуация прояснится через месяц: к 1 октября, по плану, концепция совершенствования пенсионной системы должна быть согласована и представлена в правительство, а в декабре законопроектами уже займутся депутаты.