Уже четверть века ждут благоустроенной квартиры 88-летний фронтовик Василий Савельевич Туляков и его 86-летняя супруга. Но местные власти решить этот вопрос не спешат.
Заслуженные люди ютятся в полуразрушенной 22-метровой хибарке в центре города - Пушкинский проезд, дом 2. Здесь нет ни воды, ни газа (все остальные удобства - во дворе).
- В октябре 2004 года после инсульта мужа парализовало, - вздыхает Клавдия Федоровна. - Потерял дар речи, память, отнялась правая рука. Стал инвалидом первой группы. Его бы искупать, а кто мне, инвалиду второй группы, поможет: 50-летняя дочь Светлана живет и работает далеко, в Серпухове. Только внучка Таня навещает нас, стариков. Воды из колонки принесет, еду приготовит, но все время не может нами заниматься: у нее своя семья, маленький ребенок. Недавно и я в больницу слегла со вторым инфарктом, четверо суток была в реанимации. Вернулась снова к разбитому корыту: крыша течет, во время дождя вода льется прямо на кровать, двери не закрываются...
Майор, историк по образованию, Василий Туляков прошел всю войну в составе авиационного полка, сражался на Орловско-Курской дуге, был трижды ранен, контужен, имеет ордена и медали.
- В 1975 году, - вспоминает Клавдия Федоровна, - купили две комнатки в доме, который уже тогда имел износ 64 процента. Вначале жили впятером: мы с мужем и дочерью, мои родители. Теперь вот остались вдвоем.
Почти четверть века участник боев на Курской дуге и его жена добиваются получения благоустроенного жилья. Писали во все инстанции, одна комиссия сменялась другой, но так называемая льготная очередь постоянно смещается то вперед, то назад. Клавдия Федоровна показала любопытную справку из районной администрации: в 1988 году в очереди были 80-е, в следующем - 156, в 1995 - 93, в феврале 2002 - 23, в мае того же года - 36, в 2007 году - 28.
- Это издевательство какое-то, - возмущается измученная женщина. - Когда я вхожу в жилищный отдел, начальники голову опускают, чтобы не видеть меня, не то чтобы разговаривать. Я постою, постою - и ухожу со словами: "Суди их Бог".
- Сейчас на очереди для улучшения жилищных условий стоят около шестидесяти бывших фронтовиков, - пояснил корреспонденту "РГ" председатель совета ветеранов Центрального района Тулы Иван Антонов. - За последние 15 лет квартиры получили только трое. Очередь продвигается в основном за счет естественной убыли: ежегодно умирает 10-15 человек. Если учесть, что в Туле на улучшение жилищных условий претендуют шестьсот с лишним ветеранов войны, то надеяться Тулякову уже не на что. Только в этом году, по нашему настоянию, в его жилище наконец-то ко Дню Победы провели телефон. До этого супруга фронтовика все время приходила к нам в совет звонить.
- От властей получаем одни отписки, - сетует Клавдия Федоровна, - мол, чего хотите: печь вам отремонтировали, террасу подлатали... Надеялись, что получим квартиру к 50-летию Победы, но дальше обещаний дело не продвинулось. Посулили нам с дедом однокомнатную квартиру, но тем и отделались. В прошлом году пообещали субсидию в 240 тысяч рублей. К чему нам эти самые субсидии? Ну, получим мы деньги, с очереди нас тогда, сказали, снимут, а на эти копейки даже свою халупу не сможем отремонтировать.
Наталья Хвостишкова, начальник сектора жилья территориального управления по Центральному району Тулы:
- Семья Туляковых в очереди на получение жилья в нашем районе - 27. Они не входят в программу по отселению, так как их дом не признан аварийным, хотя, по оценкам специалистов, его состояние неважное. Насколько мне известно, в 2005 году власти города предлагали Туляковым однокомнатную квартиру, но те отказались. Не хотят брать и субвенции. На эти деньги можно купить нормальное жилье - с ванной и другими удобствами. К сожалению, мы социальное жилье не строим, а старикам должны помогать их дети и внуки.