На этой неделе вступили в силу поправки к Уголовному кодексу РФ, которые, среди прочего, ужесточают наказание за незаконную рубку леса. В Приангарье, где "черные лесорубы" наносят колоссальный урон и тайге, и бюджетам, с этими изменениями связывают большие надежды.
Прежде уголовное преследование порубщиков начиналось лишь в случае, если нанесенный ими ущерб превышал 10 тысяч рублей. Суммы штрафов не поднимались выше смехотворных для этого темного бизнеса 40-200 тысяч рублей, а преступники могли поплатиться свободой максимум на 2 года, однако, как правило, отделывались условными сроками.
Теперь минимальная сумма ущерба снижена до 5 тысяч рублей. Размер штрафа за такое преступление увеличился в пять раз - до двухсот тысяч рублей. Кроме того, нарушителям грозит тюремное заключение до года, либо исправительные работы до 2 лет. Если же ущерб превышает 50 тысяч рублей, то есть считается значительным, штраф может достичь полумиллиона, а лишение свободы - трех лет. Наконец, лесорубы, причинившие ущерб в особо крупном размере - свыше 150 тысяч, - будут наказаны штрафом до миллиона рублей либо лишением свободы на срок до шести лет.
Все лесные службы региона единодушно поддержали драконовские меры. Что и неудивительно - в прошлом году незаконные порубки составили почти 2 миллиона кубометров древесины. Возвратить государству удалось всего 230 тысяч кубометров. Потери бюджетов составили миллиарды рублей.
- Ужесточение ответственности за преступления в лесу было необходимо, - убежден Сергей Журков, руководитель агентства лесного хозяйства Иркутской области. - До сих пор у нас порубщики несли символическую ответственность. Дела разваливались в ходе следствия, во время судебных разбирательств. Мы часто не могли конфисковать технику, потому что существовали законодательные нюансы, позволявшие правонарушителям обходить эти ситуации. Скажем, появлялось некое третье лицо, которое заявляло: "Этот лесовоз мой, у меня его украли" или "Я сдал его в аренду". И все - милиция обязана вернуть технику ее законному владельцу. А назавтра она снова в лесу, снова возит незаконно срубленную древесину.
- ГУВД региона четыре года обращалось с предложениями в Законодательное собрание Иркутской области, в администрацию Сибирского федерального округа, чтобы признать незаконную рубку тяжким преступлением, - сообщил Анатолий Ярошенко, начальник лесной милиции Иркутской области. - Надеемся, если за преступления в лесной сфере будут давать реальные сроки заключения, это поможет стабилизировать обстановку. До тех пор люди шли и будут идти на риск - это сверхприбыльный "бизнес".
Однако правоохранительные органы указывают на то, что дело лесной милиции - задерживать порубщиков с поличным. Определение наказания все равно остается за судами. А они, по данным областной прокуратуры, за всю практику лишь единожды присудили "черному лесорубу" арест. В основном, виновным назначают наказание, не связанное с лишением свободы. Да и штрафы не достигают своих верхних пределов.
Нужно не только ужесточать сам закон, но и жестко требовать его соблюдения на практике, отмечают в органах внутренних дел. А в целом, чтобы всерьез переломить ситуацию в лесах, убеждены во всех ведомствах, только драконовских наказаний недостаточно. Нужно отлаживать механизм всей системы охраны лесов. Начиная от космического мониторинга, результаты которого милиция сегодня получает через месяц, потому что на работу в режиме он-лайн нужны огромные средства, которые никто не хочет выделять, до порядка вывоза из тайги техники и изъятой древесины.
Досье "РГ"
За 7 месяцев этого года лесной милицией выявлено 574 преступления в лесной сфере. 247 из них - хищения леса в крупном и особо крупном размере. Раскрыто 342 дела. 326 уже передано в суд. Материальный ущерб составил 59 миллионов рублей, возмещено 84,5 процента. Все подразделения правоохранительных органов за это время зарегистрировали 1328 преступлений в лесной сфере.