14.08.2008 02:39
    Поделиться

    Донские астрофизики участвуют в разработке беспрецедентной космической операции

    Ученые Южного федерального университета знают, как избежать столкновения с астероидом Апофиз, который неумолимо приближается к Земле.

    Работа донских астрофизиков позволит точнее определить форму астероида, а значит, даст возможность существенно облегчить работы по предотвращению возможного столкновения небесного странника с нашей планетой.

    Апофиз уже поспешили окрестить виновником очередного конца света. Даже дату назначили. 13 апреля 2029 года астероид, названный в честь греческого бога тьмы и хаоса, приблизится к нашей планете на весьма незначительное по космическим меркам расстояние - тридцать семь тысяч километров. Он пролетит как раз между Землей и Луной, и, по самым пессимистичным прогнозам, их гравитационные поля могут так изменить его орбиту, что через семь лет он вернется и упадет на Землю. Чем это закончится для ее обитателей, неизвестно. Ведь если космическая скала размером около 300 метров столкнется с планетой, сравнить это можно будет со взрывом 20 тысяч атомных бомб, равных по мощности той, что была сброшена на Хиросиму. Динозавры много миллионов лет назад в аналогичной ситуации просто вымерли. Однако заведующий кафедры астрофизики Южного федерального университета профессор Юрий Щекинов вполне серьезно считает, что землянам с Апофизом повезло.

    Точки столкновения

    Юрий Щекинов: Строить бомбоубежища и запасаться солью и спичками нам не придется. В настоящее время вычислительные и технические возможности позволяют предотвратить столкновение Апофиза с Землей. Исследования по этой теме активизировались не только в России, Соединенных Штатах, но и во всем мире. В ООН ежегодно слушаются доклады на тему астероидной и кометной безопасности Земли, собираются конференции, на которых выступают и академические ученые, и "технари". Подключились специалисты, работающие с общественным мнением, ведь предотвращение истерической реакции, паники - одно из важнейших условий благополучного разрешения ситуации.

    Российская газета: Не рано ли мы всполошились?

    Щекинов: Вот уж точно - не рано. Предстоит решить задачи, с которыми земляне еще ни разу не сталкивались. Впервые ученые серьезно подошли к этой проблеме в 1994 году, когда на Юпитер упала комета Шумейкера-Леви. Она уже прошла точку сближения с Солнцем и стала удаляться, но примерно через два года неожиданно для астрономов вернулась. Произошло следующее - какая-то случайная конфигурация планет "возмутила" ее орбиту, вследствие чего она была захвачена гравитационным полем Юпитера и в конце концов врезалась в него. Это было сравнимо с серией взрывов водородных бомб, пятна, которые мы могли наблюдать в тот момент, были в некоторых случаях близки к размерам нашей Земли. Катаклизмы на Юпитере так впечатлили мировую научную общественность, что вскоре возникла служба слежения за объектами ближнего космоса. По всему миру были распределены станции слежения, есть они и в России. Эти службы осуществляют мониторинг движения потенциально опасных небесных тел. Мы уже наблюдали несколько сближений с кометами и астероидами, которые подходили к Земле достаточно близко, но всякий раз при уточнении орбиты становилось ясно, что опасности они не представляют. Первые сообщения об Апофизе появились еще в 2004 году. Тогда и стало понятно, что он попадет в "ворота" между Землей и Луной. Пока точнее вычислить его траекторию не удается, астероид еще слишком далеко.

    РГ:Куда упадет Апофиз, если все же это случится?

    Щекинов: Группы ученых из разных стран просчитали возможные точки столкновения с Землей. Большинство из них приходятся на территорию России, Атлантический и Тихий океан. Безусловно, океаны - это более мягкий для нас вариант, но куда бы не упал астероид, последствия катастрофы сравнимы с тем, что называется ядерной зимой. Вот поэтому сейчас хлопочут все государства. В нашей стране разработана федеральная целевая программа "Астероидно-кометная безопасность России", задействованы весьма именитые организации: стратегический центр МЧС, НПО имени Лавочкина, Российский Федеральный ядерный центр… От нашего округа участвуют в программе ЮФУ, Зеленчукская астрофизическая обсерватория, Кубанский университет и НПО "Квант". В общем, все, кто так или иначе причастен к исследованию ближнего космоса.

    РГ: Каково происхождение Апофиза?

    Щекинов: Помните гипотезу о планете Фаэтон, которая существовала когда-то между Марсом и Землей? На ее месте теперь астероидное облако. Скорее всего, Апофиз пришел к нам именно оттуда.

    Миссия выполнима

    РГ: Появились ли идеи, как предотвратить столкновение?

    Щекинов: И не одна. Поначалу многие ратовали за то, чтобы термоядерными зарядами разрушить Апофиз. Но осуществить такие взрывы с предсказуемыми последствиями невозможно. И самое главное, это не изменит его орбиту. Он все равно упадет на Землю, но фрагментами. Сейчас активно обсуждается другой вариант - высадить на поверхность Апофиза станцию, скорее всего пилотируемую, на которой будет расположен реактивный двигатель, слабыми возмущениями изменить орбиту и вывести из потенциально опасной зоны. Задача сложнейшая: во-первых, непонятно, как закрепить реактивный двигатель на поверхности Апофиза, ведь мы пока не знаем даже, из чего состоит эта глыба: базальт, мрамор, известняковые породы или какое-то другое вещество? Да и проделать такую работу в условиях невесомости будет сложно. Начать хотя бы с создания самых простых устройств и предметов (например, скафандров), которые позволили бы осуществить столь точную и длительную работу при температуре минус 273 градуса по Цельсию и с предельно низкой гравитацией. Неясно и какого рода специалисты должны будут лететь к астероиду. И все же миссия к Апофизу выполнима. Важно не упустить время и учесть малейшие детали, в частности, свойства пылевой атмосферы этого небесного тела.

    РГ: Откуда на астероиде пыль?

    Щекинов: Космическая пыль - совершенно особая субстанция, хотя бы потому, что она есть везде. Апофиз находится на своей орбите, по-видимому, миллиарды лет. Представьте, сколько метеоритов падали на астероид за время его существования. Следствие этой бомбардировки - слой пыли, который меняет оптические свойства астероида. Эта пыль искажает расчеты его формы, оценку параметров вращения, а нам надо точно знать, что за "гантель" летит к Земле. Слишком велика цена ошибки.

    РГ: Юрий Андреевич, честно скажите, землянам пора думать о душе?

    Щекинов: О душе всегда нужно думать. Но вот Апофиз тут ни при чем. С этим астероидом мы справимся.

    РГ: А с другими?

    Щекинов: В настоящее время в мире создается целая система раннего обнаружения слабых и сверхслабых объектов ближнего космоса. На территории нашей страны будут построены телескопы, которые примут участие в мониторинге малых небесных тел. В нашем регионе такое зеркало диаметром 60 сантиметров появится под Кисловодском, вдобавок к тем возможностям, которые существуют в Специальной астрофизической обсерватории РАН в Карачаево-Черкесии, а также в обсерватории Института астрономии РАН на горе Терскол.

    РГ: Засим спасемся?

    Щекинов: От комет и астероидов мы, безусловно, отобьемся. Ведь, по сути, Апофиз предоставляет нам отличную возможность разыграть сценарий конца света без особого риска, чтобы в дальнейшем защитить Землю от еще более серьезных космических угроз.

    Поделиться