14.08.2008 01:52
    Поделиться

    Татьяна Быковская: Новые стандарты медицины позволят лечить пациентов быстрее и качественнее

    На Дону внедряется новая система оказания медицинских услуг. На базе нескольких муниципальных больниц была разработана модель по оказанию медицинской помощи более качественно и в короткие сроки. Об этом опыте на деловом завтраке в Южном представительстве "РГ" рассказала министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская.

    Российская газета: Татьяна Юрьевна, расскажите, что это за модель?

    Татьяна Быковская: На реализацию проекта Ростовской области из федерального бюджета был выделен грант в размере 335 миллионов рублей. Его участниками стали 29 больниц, в том числе шесть больниц скорой медицинской помощи.

    Более 130 миллионов рублей, выделенных федерацией, было направлено на увеличение заработной платы медикам. Одновременно с этим создавались условия для того, чтобы у медучреждений появились рычаги для повышения оплаты труда за счет оказания квалифицированной врачебной помощи в более короткие сроки.

    РГ: То есть решили сократить время нахождения пациента в больнице?

    Быковская: Да, и с этой целью 60 процентов средств было израсходовано на закупку медицинской техники и медикаментов.

    За счет интенсификации труда докторов, благодаря применению новых технологий, дорогостоящих лекарств, не входящих в перечень программы государственных гарантий, средняя заработная плата в больницах, участвующих в проекте, выросла до девяти тысяч рублей. У врачей она достигла 17-20 тысяч.

    На днях мы подвели итоги реализации проекта с участием руководителей территорий. На мой взгляд, наиболее успешно он был реализован в Донецке, Каменске, Аксае. Об этом можно судить по результатам проведенных опросов пациентов лечебных учреждений, которые показали, что в основном люди довольны качеством лечения.

    В конце августа наше министерство планирует провести выездные совещания с участием всех лечебных учреждений области, обсудить созданную модель по оказанию медицинской помощи и совершенствованию оплаты труда врачей и рекомендовать опыт остальным больницам.

    Койко-место

    РГ: Не возникнет ли соблазн для врача ради лучших показателей выписать больного раньше срока, установленного на лечение того или иного заболевания?

    Быковская: В этом проекте отрабатывались новые стандарты лечения. Раньше после полостной операции по удалению аппендицита пациент находился в больнице семь дней, потому что только по прошествии этого времени можно снимать швы. При эндоскопическом же вмешательстве человека можно выписывать домой спустя трое суток. Поэтому, с одной стороны, речь идет о стимулировании врача более высоким заработком, с другой - о приобретении оборудования и медикаментов, которые позволят вылечить пациента быстрее.

    Кстати, за рубежом больного в стационаре долго не держат, потому что круглосуточная койка стоит немалых денег.

    Нужно менять менталитет населения. К примеру, после недельного лечения современными методами и препаратами больного с пневмонией направляют в дневной стационар, где содержание стоит почти втрое дешевле, чем в круглосуточном, а он отказывается: мне по Конституции положено лежать на больничной койке 21 день. При реализации проекта мы подчас сталкивались и с сопротивлением докторов, которым проще держать на стационарной койке выздоравливающего больного, чем брать новенького. Это неправильно! Не должна круглосуточная койка работать не интенсивно. На такой подход и рассчитан проект. Тогда даже без федеральных денег в рамках программы государственных гарантий заработная плата у медиков повысится.

    Кстати, напомню, с 1 января будущего года минимальная зарплата бюджетников вырастет и составит 4330 руб. Как и раньше, к базовой ставке медработников будут приплюсованы надбавки за работу в ночное время, праздники и за вредные условия труда.

    РГ: Звонит наша читательница из Белой Калитвы: "До недавних пор я работала санитаркой в районной Белокалитвинской больнице. Из-за того, что младшему медперсоналу не платили по родовым сертификатам, я и другие санитарки вынуждены были уволиться. Хотя мы знаем, что в других больницах области нашим коллегам доплачивали..."

    Быковская: За счет средств родовых сертификатов доплаты осуществляются медработникам, непосредственно участвующим в оказании помощи при родах. Санитарки к ним не относятся. Там, где им платили, делали это незаконно, и впредь доплаты в этих лечебных учреждениях производиться санитаркам не будут.

    Я понимаю, что медсестры часть своей работы перекладывают на санитарок, но это манипуляция должностными обязанностями. Младшему медперсоналу возможно увеличить зарплату из средств, полученных за сервисные палаты. Вот как раз за эту услугу доплата должна производиться только санитаркам. Ведь врач и медсестра обязаны оказывать медицинскую помощь вне зависимости от того, в какой палате человек находится.

    Консультация по телевизору

    РГ: Снизилось ли число больных, направляемых на лечение в областные учреждения здравоохранения c улучшением оснащения районных больниц?

    Быковская: Оснащение больниц в районах современным оборудованием дало возможность по ряду заболеваний оказывать более качественную помощь. К примеру, если человек попадает в центральную районную больницу и нуждается в реанимации, ему ее будут проводить до тех пор, пока областные специалисты не заберут его на машине санавиации. Для этого возможности есть: приобретены аппараты искусственной вентиляции легких, мониторы слежения.

    Но, увы, подчас на новом оборудовании в районных больницах некому работать. У нас был горький опыт, когда чуть ли не для всех больниц области купили эндоскопические стойки, но потом из некоторых лечебных учреждений пришлось их забрать, потому что они простаивали.

    Для оперативного оказания помощи больным в районах намерены внедрять телемедицину

    Поток больных, направляемых в областные учреждения, в последнее время уменьшился незначительно. Произошло это по той причине, что вот уже третий год ведущие врачи областных клиник выезжают в территории. Больной получает консультацию специалиста высокого уровня на месте, болезнь выявляется на более ранних стадиях, и местные медики учатся у областных докторов. Это позволяет более качественно осуществлять "сортировку" потока пациентов.

    РГ: В прежние годы тяжелые больные из районов доставлялись в областные больницы на летной технике. Справляется ли сегодня со своими задачами санавиация и планируется ли возрождение этой службы в былом виде?

    Быковская: Нельзя сказать, что раньше санавиация работала безупречно. Когда были туманы и снег, вертолеты не могли взлететь или приземлиться. Помню случай из своей практики, когда я стояла в поле в Багаевском районе, пытаясь привлечь внимание пилота, чтобы он мог посадить вертолет.

    Сегодня санавиация - это отделение экстренной и планово-консультативной помощи областной клинической больницы, имеющее хороший автопарк. Ее "Газели" укомплектованы реанимационным оборудованием. В настоящее время по программе повышения безопасности дорожного движения с помощью федерального бюджета строится вертолетная площадка для областной клинической больницы. После того, как она будет сдана, вертолеты начнут доставлять пострадавших в авариях на трассе М-4.

    РГ: А пока вертолетов нет?

    Быковская: Медицинского же автомобильного транспорта в области хватает. В рамках нацпроекта "Здоровье" получено 384 новых машины скорой медицинской помощи, которые хорошо оснащены.

    Но для оперативного оказания помощи больным в районах мы намерены внедрять телемедицину. Благодаря этому уже сейчас областные доктора в некоторых случаях могут проконсультировать своих районных коллег и осмотреть пациента на расстоянии, а уже потом при необходимости больного доставляют в областное лечебное учреждение.

    Не оскудеет рука дающего

    РГ: Большинство населения не имеет информации о том, какие медицинские услуги должны оказываться платно, а какие бесплатно. Не секрет, что некоторые медики этим пользуются и занимаются вымогательством. Как искоренить эту порочную практику?

    Быковская: Эта проблема появилась еще в советское время, когда Иосиф Сталин заявил, что докторам платить не надо - хороший доктор сам себя прокормит. Желание пациента сказать врачу "спасибо" некоторые медики превратили в дорогу к получению несанкционированных доходов. Но здесь одинаково виноват и берущий, и дающий. Чтобы решить эту проблему, необходимо принять закон о защите прав пациента и врача. Также должен быть принят закон о государственных гарантиях, четко определяющий, какие медуслуги платные, а какие бесплатные. А то получается, что по программе государственных гарантий все вроде бесплатно, но денег у государства на всех не хватает.

    РГ: И все же, что пациент с полисом получает бесплатно?

    Быковская: Во всех лечебных учреждениях должен висеть перечень услуг, которые оказываются бесплатно. В истории болезни пациента необходимо записывать, как была оказана услуга - за деньги или по полису. По существующему закону практически вся медицинская помощь в стационаре, за исключением высокотехнологичной, должна оказываться бесплатно. В том числе операции, даже на сердце. На это из областного бюджета выделены средства.

    РГ: В Ростовской области растет число коммерческих медицинских учреждений. Недавно открылся первый частный роддом. На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

    Быковская: До тех пор, пока в нашем государстве не будет закона о защите прав пациента и врача, я, к примеру, буду обращаться в государственные лечебные учреждения, поскольку там в случае чего хотя бы несет ответственность государство. Слишком часто мне приходится сталкиваться с жалобами пациентов на действия частного здравоохранения. Последний случай был в Таганроге, когда в коммерческой клинике женщине неправильно поставили диагноз и назначили лечение, в итоге ее пришлось буквально спасать в государственной больнице. И именно потому, что у нас нет закона о защите прав пациента и врача, этому человеку теперь очень сложно помочь выиграть судебный иск.

    Другой пример - ростовская клиника, активно рекламирующая безболезненное лечение геморроя за пять минут. Естественно, это ложь, но поскольку проблема достаточно интимного свойства, люди туда идут, а потом они возвращаются в государственную медицину.

    Поделиться