14.08.2008 03:23
    Поделиться

    Долги уральских поставщиков электроэнергии ставят под угрозу энергобезопасность потребителей

    Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области объявило о создании регионального штаба по обеспечению безопасности энергоснабжения. Задача, гласил пресс-релиз, - восстановить централизованное управление энергетикой, утраченное после ликвидации РАО "ЕЭС России".

    Военная терминология навела было на мысль о чуть ли не полном развороте в реформе отрасли. Однако при более пристальном рассмотрении оказалось, что новый орган создается лишь для координации работы многочисленных энергетических предприятий "при возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения". Подобный штаб сформирован при федеральном Минэнерго, аналогичные организуются во всех регионах и должны повышать надежность и бесперебойность поставок энергии конечному потребителю.

    Понятно, что в первую очередь причиной такой угрозы может стать какая-нибудь, не приведи бог, катастрофа. Правда, такие случаи вроде бы в компетенции МЧС, но в конце концов министерства между собой разберутся. Жизнь покажет и то, в каких еще ситуациях будет собираться вновь созданный штаб. В любом случае появление координирующего органа вызывает гораздо меньше вопросов, чем полтора года назад - выкуп областным правительством у ЗАО "Уралсевергаз" контрольного пакета акций ОАО "Свердловская энергогазовая компания" (СЭГК).

    Представители областной власти тогда тоже объясняли эту покупку необходимостью обеспечить энергетическую безопасность региона. Участников же рынка взволновало не столько появление нового конкурента, сколько его естественная близость к административному ресурсу. Сама СЭГК использование такового отрицала. Однако достоянием гласности и областного управления Федеральной антимонопольной службы стало постановление главы одного из муниципальных образований региона, в котором он предписывал руководителям бюджетной сферы сделать, что называется, правильный выбор в пользу государственной компании. В результате Управление ФАС по Свердловской области признало действия районного главы незаконными.

    Дальше у СЭГК начались проблемы с платежами сетевикам и поставщикам электроэнергии. В частности, в марте 2008 года межрегиональная распределительная сетевая компания (ОАО "МРСК Урала") потребовала возместить почти 140 миллионов рублей за транспортировку энергии. Долг сетевикам СЭГК была вынуждена вернуть, и спор с ними, как подтвердил пресс-секретарь МРСК Дмитрий Тюхтин, кончился мировым соглашением. Но если с МРСК договориться удалось, то проблемы со сбытовиками остались. Начиная с октября прошлого года только "Свердловэнергосбыт" как основной поставщик электроэнергии СЭГК инициировал несколько исков о взыскании с нее долгов и процентов за просрочку. Например, в конце апреля по очередному иску "Свердловэнергосбыта" арбитраж присудил ему 35 миллионов рублей, но энергогазовая компания оспорила расчеты сбытовиков и подала апелляцию.

    Сейчас СЭГК работает на территории двадцати муниципальных образований Свердловской области, где обладает статусом гарантирующего поставщика, следовательно, должна поставлять электроэнергию любому, кто к ней обратится. Еще при создании, осенью 2006 года, ее представители заявили о желании самостоятельно выйти на оптовый рынок электроэнергии, однако сделать это по каким-то причинам до сих пор не смогли. А ведь финансовая стабильность - важнейшее условие для сохранения статуса гарантирующего поставщика. Расчет с контрагентами в срок и в полном объеме - рутинная ежемесячная обязанность покупателя энергоресурсов, которая может гарантировать потребителям стабильное и надежное энергоснабжение.

    Может быть, работа штаба, вновь созданного при отраслевом областном министерстве, и впрямь окажется на этом фоне более действенной? Тем более если кто-нибудь из сбытовиков вдруг утратит возможность балансировать на острие долгового ножа, штабу придется срочно решать, кто возьмет на себя ответственность перед клиентами ушедшей с рынка компании.

    Поделиться