Новости

14.08.2008 03:00
Рубрика: Экономика

Летная провокация

Как журналист "РГ" рассекретил грузинский самолет

В чем поднаторели грузинские военные во главе со своим главнокомандующим - так это в распространении дезинформации. А проще говоря - в элементарном вранье.

А еще они оказались и обычными провокаторами, чему есть масса примеров даже из моего опыта общения с грузинскими официальными лицами.

На днях в редакцию позвонил читатель и рассказал, что 12 августа на канале "Евроньюс" был показан сюжет: лежит раненый западный журналист, рядом с ним - раненый грузин. Друг нашего читателя, грузин по национальности, узнал в нем своего родственника и тут же бросился звонить ему. К своему изумлению, по телефону он услышал своего якобы раненого родственника. Радостным голосом тот сообщил, что ему удалось неплохо заработать на этом сюжете "зверств российских военных". Притвориться жертвой за деньги его попросили именно западные журналисты.

А вот более серьезная информация, опубликованная на днях в одной из российских газет. Турист из Германии, который отдыхал в Кутаиси, обнаружил в этом городе, как он сообщил по телефону, "отряд боевиков из украинских и прибалтийских наемников". Причем все они были одеты в форму Российской армии и вооружены калашниковыми. Заприметил турист в этой группе и несколько человек, "вооруженных" фото- и видеоаппаратурой. Немец не исключает, что "готовится грандиозная провокация".

Впервые с официальным Тбилиси мне пришлось пообщаться в августе 2002 года. Тогда власти Грузии обвинили Россию в бомбардировке своей территории - Панкисского ущелья штурмовиком Су-25. Начали разбираться. И тут выяснилось, что "российский штурмовик" оказался грузинским. А за его штурвалом находился лейтенант ВВС Грузии Георгий Рустели. Информацию удалось получить из израильских и... грузинских источников. Все они открыли любопытную картину, очень напоминающую типичное лицедейство. Как только "неопознанный самолет" отбомбился в Панкиси, грузинская сторона сразу же обвинила в этом Россию. В самом деле, кто еще может залететь так далеко в кавказские горы, не камикадзе же из "Аль-Каиды"? Сама Грузия в расчет как бы не шла: откуда, мол, у бедных грузин возьмутся боевые самолеты, способные наносить ракетно-бомбовые удары, да еще и по своим?

Оказывается, имелись тогда у суверенной Грузии пригодные для этого летательные аппараты. По данным российского минобороны, Грузия уже тогда располагала семью штурмовиками Су-25.

Так что предъявляемые грузинской стороной "вещдоки" в виде осколков с маркировкой на русском языке никого ни в чем не могли убедить - от Советской армии в Грузии остались такие арсеналы, которыми можно стрелять и бомбить еще много лет. В министерстве обороны Грузии у меня тогда еще были надежные источники, хорошо относившиеся к новой России. Именно они и сообщили, что бомбардировка Панкиси была осуществлена самолетом ВВС Грузии по прямому указанию высшего политического руководства страны. Бомбил штурмовик с бортовым номером 15. Но перед вылетом этот его номер был закрашен, а нанесен другой, российский 32. На плоскостях и фюзеляже были нанесены звезды и российский флаг.

В 2001 году Грузия пыталась продать свой модернизированный Израилем штурмовик Су-25 третьим странам, но ничего из этой странной коммерции не получилось. Судя по всему, решено было под шумок испытать оружие в деле, свалив все на "северного соседа". Но вышла осечка, в прямом и переносном смыслах. Многие информ агентства тогда сообщили со ссылкой на высокопоставленного грузинского собеседника, что пилот попросту ошибся при вводе данных в систему прицеливания и вместо банды Руслана Гелаева, скрывающегося тогда в Панкиси, шандарахнул по своим крестьянам. При этом Тбилиси продолжал утверждать, что никаких боевых самолетов у грузинской армии нет. Более того, после публикации в "Российской газете" в редакцию пришло возмущенное письмо тогдашнего посла Грузии в Москве ("РГ" от 31.08. 2002). В нем он обвинил во всех смертных грехах журналиста, а заодно и правительственную газету. Но посол не знал тогда, что по "наводке" нашей газеты российские телевизионщики смогли попасть на аэродром "Тбил Авиастроителя" (в советские времена - 31-й авиационный завод) и заснять спрятанный в ангаре самолет. Более того, тогдашний директор завода Важа Тордия в интервью нашим телевизионщикам подтвердил: два Су-25 стоят у него в ангарах.

Наше телевидение показало этот самолет с полной, как говорится, "боевой выкладкой" и с грузинскими опознавательными знаками.

После этого грузинский дипломат писем не писал, а в посольстве журналиста "РГ" предупредили: его внесли в "черный список", и въезд в Грузию ему закрыт. Правды там не любят.

Экономика Транспорт Авиатранспорт В мире экс-СССР Южная Осетия Годовщина войны в Южной Осетии