12 августа президент Грузии Михаил Саакашвили заявил: "Сегодня мы - передовой фронт между Европой и Россией".
Значит ли это, что во время грузинских военных операций за спиной грузинского агрессора стояла враждебно относящаяся к России Европа? Конечно, нет. И отнюдь не все страны- члены НАТО нашли оправдание грузинскому вторжению в Южную Осетию. В тылу у Саакашвили были Соединенные Штаты, несколько новых членов НАТО, которым еще нужно доказывать свою преданность этой организации, и несколько стран, стремящихся, как и Грузия, стать хотя бы полноправными кандидатами на вступление в НАТО. Это в том, что касается международной государственной поддержки. Другое дело - общественное мнение. Оно, как известно, формируется под влиянием СМИ. Во Франции это влияние было таково, что знакомые французы, включая журналистов, знающих о том, что я осетинка, звонили мне и выражали соболезнование в связи с тем, что российская армия вторглась на территорию Грузии и убила в Южной Осетии две тысячи человек. Французские журналисты и политологи азартно обсуждали возможные политические последствия российской агрессии, направленной против Грузии. Несколько дней во французских СМИ единственным источником информации о событиях в Южной Осетии и в Грузии был Тбилиси: заявления Саакашвили, сообщения тбилисских корреспондентов западных СМИ с обязательными ссылками на Саакашвили.
Почему французские СМИ так единодушно односторонне информировали об этих событиях? Я лишь попытаюсь найти ответ на этот трудный вопрос. Французских журналистов никто не покупал, не подкупал. Не купили их ни Буш, ни НАТО, ни Евросоюз, ни Саакашвили. Видимо, существует несколько причин того, что дез-информация о событиях на Кавказе шла во Франции сплошным потоком. Одна из них - априори негативное отношение с первых лет горбачевской перестройки ко всему, что происходит в России и исходит от России. Уже тогда, когда, казалось бы, Запад должен был направить все силы на поддержку перестройки, на обложках французских еженедельников аршинными буквами задавался вопрос: "Нужно ли помогать Горбачеву?" Этот же вопрос широко обсуждался политологами по французскому радио и телевидению.
На протяжении всех десятилетий существования в СССР коммунистической власти одни европейские страны склоняли перед СССР головы, потому что боялись этой страны, другие - потому что находились под контролем СССР. Моя знакомая, знаменитая немецкая правозащитница, как-то в разговоре со мной процитировала слова, сказанные ей одним из ведущих российских политиков времен Ельцина: "Западные левые никогда не простят нам того, что мы покончили с коммунистической властью без помощи Запада". Нелюбовь к России, нежелание помогать демократизации России - одна из причин нынешней дезинформации, преобладающей во французских СМИ. Но есть, конечно, и другие причины, например, экономическая. США имеют в Грузии не только стратегические, но и экономические интересы, в первую очередь интересы энергетические. Америка предоставила Грузии немало средств для обеспечения безопасности нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, через который на Запад ежедневно поставляется примерно миллион баррелей. Эти средства шли на модернизацию грузинской армии, которая должна была гарантировать эту безопасность. Удивительно, что Саакашвили еще не заявил американскому телеканалу CNN, что российская армия вторглась в Грузию, чтобы разрушить этот нефтепровод, строительство которого обошлось западным нефтекомпаниям в четыре миллиарда долларов, и который был построен лишь для того, чтобы сократить энергетическую зависимость Запада от России. Запад тяжело переживает и даже несколько преувеличивает эту зависимость. Государствам, как и людям, трудно переносить зависимость от кого-либо или от чего-либо. Но эту проблему должны анализировать не журналисты, а фрейдисты.
Возможно, поток дезинформации в западных СМИ о событиях в Южной Осетии и в Грузии объясняется также и информационной незрелостью России, и склонностью людей - а журналисты тоже люди - к единомыслию. Шагать в ногу легче и безопаснее, чем выходить из строя. Поэтому и диссидентов в СССР была всего лишь горстка. Теперь их гораздо больше, чем было при Брежневе. Слава богу, дезинформация - не долгожитель, даже когда она кавказского происхождения.
Сегодня я, наконец, впервые увидела по одному из французских новостных спутниковых телеканалов кадры хроники и из Цхинвала. И это только начало.