15.08.2008 03:30
    Поделиться

    Российские военные и местные жители восстанавливают разрушенный Цхинвал


    Женский Аланский православный монастырь. Лагерь беженцев. Фоторепортаж Константина Завражина

    В Цхинвале и близлежащих к нему осетинских селах началась большая уборка.

    Скорбь еще долго не утихнет в разрушенной войной республике, но сейчас надо срочно готовиться к осени и холодам. В Южной Осетии больше двух месяцев не было дождей, но они не за горами, а потому надо срочно латать крыши. Вчера МЧС направило из Владикавказа в Цхинвал большую колонну из 52 машин с двумя подъемными кранами, объемным грузом шифера, стекол, строительного бруса и 6 тоннами цемента.

    Как заявил корреспонденту "РГ" официальный представитель МЧС Владимир Иванов, их колонна привезет в Цхинвал также установки по обеззараживанию воды и несколько катушек промышленного электрического кабеля. По словам Иванова, распределением поступивших грузов в самом городе будет заниматься созданный накануне оперативный штаб во главе с Николаем Хлынцовым, а заниматься взаимодействием с военными станет главный военный эксперт МЧС России Павел Плат. Это значит, что в уборку улиц города включатся и военные минобороны. У МЧС, кстати, есть и свои войска. Они наряду с солдатами Российской армии будут помогать горожанам и сельским жителям из Южной Осетии восстанавливать республику. Сейчас в Цхинвале находятся военнослужащие 495-го Спасцентра МЧС, который прибыл из Ростовской области. В ближайшие два дня на помощь осетинам прибудут еще войска МЧС из Адыгеи, Краснодара и Ставрополя.

    Пока, правда, неясно, как быть с опустевшими грузинскими селами на территории Южной Осетии. Это в ближайшее время станет, пожалуй, самой большой головной болью республиканских властей. Села Никози, Авневи, Двани, Оркет, Нули, Тамарашени, Ачабети и Кехви стоят пустыми. Местные грузины их покинули. Но даже безлюдные, эти села выгодно отличаются от чисто осетинских сел. На протяжении нескольких лет Михаил Саакашвили вкладывал огромные деньги в их обустройство. В Ачабети и Тамарашени, например, корреспондент "РГ" видел новенькие, построенные по самым высоким стандартам огромный торговый центр, кинотеатр и люксовые спортивные площадки. Дома грузин также выглядят намного богаче осетинских. Что с ними будет дальше, пока сказать сложно, но можно определенно предположить, что грузины в них больше не вернутся.

    Местные осетины и грузины в Южной Осетии и до военной-то агрессии режима Саакашвили жили между собой не очень, а 8 августа батоно Михаил подставил своих соплеменников вообще капитально. Осетинский ополченец Роберт, с которым удалось пообщаться, говорит горькие слова: "Все, мы больше грузин не пустим. Когда грузины убегали, мы их не трогали, мы же не такие, как они, но к нам в республику мы их больше не пустим".

    Вчера горели некоторые дома в селах Тамарашени и Ачабети. Их даже не тушили. Гнев осетин понятен. Еще удивительно, что за преступную политику Саакашвили, которая принесла осетинам многочисленные смерти, те не стали мстить и в ответ убивать грузин.

    Трудно сказать, чего в отношении осетин к грузинам больше, благородства или понимания того, что Саакашвили - это еще не вся Грузия. В разговорах с ними, как показалось, проскальзывала скрытая, но очень большая надежда, что уж теперь-то Россия не бросит их в беде, как некогда в 1991 году, и с их непонятным и нелепым государственным статусом будет покончено навсегда. В разговорах жители республики выражают уверенность, что народ Осетии снова будет един и осетины независимы от Грузии. Причем им неважно признание всего мира. Главное, подчеркивают они, чтобы их признала Россия. Если этого не случится, осетины будут разочарованы безмерно, но если определение статуса произойдет, то каждый осетин для себя скажет, что все их жертвы были хоть и тяжелы, но не напрасны. Но все эти разговоры начнутся после того, как Южная Осетия восстановит дома, подметет улицы и включит свет и воду.

     

    ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

    Хроника конфликта в Южной Осетии

    Поделиться