Камчатский краб до сих пор остается жутко дорогим деликатесом для жителей Мурманской области. Легальные квоты на его вылов мизерные. Однако у браконьеров краб в избытке, поскольку "черный" вылов в разы превышает легальный.
Любой житель области знает, что купить нелегально выловленных крабов проще всего в закрытых городах. Полярный, Заозерск, Островной, отдаленные военные городки на побережье давно известны как места выгрузки нелегальных уловов. Промысловики считают: промышленный лов "камчатского гостя" необходимо увеличивать. Более того, они полагают, что ловить крабов следует в неограниченных объемах, иначе он съест всю икру ценных пород рыб и Баренцево море опустеет. Ученые возражают - нельзя. Начнем ловить бесконтрольно - уничтожим популяцию, как это случилось на Камчатке, где краба уже гораздо меньше, чем в Мурманской области. Корреспондент "РГ" попытался разобраться в двух противоположных точках зрения. Оказалось, ученые готовы согласиться с промысловиками, но только в одном случае, если властям удастся ликвидировать браконьеров.
В разговоре с корреспондентом "РГ" заведующая отделом Мурманского морского биологического института Ольга Любина отметила: данные многолетних исследований однозначно говорят, что краб не наносит значительного ущерба окружающей среде. По мнению наших специалистов, его промышленный вылов вести действительно нужно, но под контролем. С этим не согласны норвежские экологи, которые уверяют: завезенный на Север 40 лет назад в качестве эксперимента камчатский краб настолько прижился в Баренцевом море, что съедает на дне все живое. Именно поэтому норвежское рыбное министерство уже разрешило в своей экономической зоне неограниченный лов краба.
У нас вылов лимитирован квотами. Но зато браконьерство расцвело пышным цветом. Массовый нелегальный вылов деликатеса идет с середины февраля по сентябрь, когда крабы размножаются и линяют. Официальный промысел в это время запрещен. Именно в это времяна смену легальным промысловикам в море выходят и рядовые северяне на резиновых лодках, и краболовные суда, оборудованные серьезными орудиями лова.
Летом на побережье Баренцева моря открываются настоящие нелегальные мини-фабрики по переработке краба. В эти пустынные места завозят безработных и мигрантов, оставляют им нехитрый набор не всегда свежих продуктов и спиртное. Добычу нелегалам подвозят на судах, а готовую продукцию забирают раз в две недели. Когда появляются сотрудники силовых структур, работники "предприятий" убегают в тундру. Найти и наказать непосредственных организаторов бизнеса, как правило, не удается.
Поймать браконьеров в море тоже непросто. По словам вицегубернатора Сергея Субботина, более всего мешает ведомственная разобщенность, когда пограничники только ловят, милиция только конфискует улов, а инспекторы контролируют акваторию Кольского залива.
И региональные власти, и заполярная милиция прекрасно осведомлены о масштабах крабового браконьерства. Например, к мурманским пограничникам обратилась компания, которая официально занимается промыслом краба. Она предложила свою помощь в поимке браконьеров, поскольку напрямую заинтересована в сохранении популяции вида, на добыче которого строится ее бизнес. Это редкий случай, когда интересы бизнеса и государства совпали. Рыбаки предоставили пограничникам три судна для проведения рейдов. Такой тандем дал хорошие результаты.
Однако единственный выход для искоренения "черных" промысловиков региональные власти видят не в погоне за преступниками, которые перерабатывают нелегальный улов на побережье, а в поимке и наказании владельцев бизнеса. Казалось, что проще - конфисковать у владельца-браконьера судно и завтра он уже не выйдет на нелегальный промысел. Однако подобных решений от мурманских судов ни пограничники, ни милиция не могли добиться годами.
Только недавно создан прецедент - с помощью суда у браконьеров впервые удалось конфисковать судно. Сейчас в судебных инстанциях рассматриваются
сразу несколько похожих дел. И если прежде наказанием за браконьерство в промышленных масштабах был штраф, то лишение орудий преступления должно поставить реальный заслон крабовому браконьерству в Баренцевом море.
Александр Сосов,начальник отдела береговой охраны Пограничного управления ФСБ по Мурманской области:
- В последнее время объемы нелегальной добычи краба значительно сократились. По данным специалистов областного департамента рыбной промышленности, сразу несколько компаний, занимающихся подобным промыслом, были вынуждены продать свой бизнес. А те, кто прежде приобретал у них продукцию, теперь предпочитают иметь дело c законопослушными промысловиками. Но проблема остается.
Справка "РГ"
По данным правоохранительных органов, пограничники,инспекторы регионального управления Госкомрыболовства, инспекции по маломерным судам и сотрудники УВД
провели в прошлом году 139 рейдов по проверке законности прибрежного рыболовства и смогли предотвратить нанесение государству ущерба в 2,5 миллиона рублей. На днях во
время одного из подобных рейдов уничтожены шесть браконьерских домиков, где разделывали и перерабатывали крабов.