Штаб-квартиру Жан-Мари Ле Пена выкупили китайцы

Трехэтажное здание постройки 1970-х годов и по своей форме напоминающее прогулочный корабль, который последние полтора десятка лет служил французской ультраправой партии Национальный фронт штаб-квартирой, купили китайцы. Об этом не без печали, но и с некоторым облегчением сообщил бессменный лидер НФ Жан-Мари Ле Пен.

По его словам, "Теплоход" - так здесь привыкли называть это здание, - бросивший якорь в респектабельном парижском пригороде Сен-Клу, достался одному из шанхайских университетов, который намеревается разместить на его "палубах" высшие курсы по усовершенствованию французского языка для своих студентов. Сумму сделки Ле Пен не стал разглашать, но, как считают агенты по недвижимости, речь идет о 12-15 миллионах евро.

Руководство Национального фронта пошло на эту сделку не от хорошей жизни. Дело в том, что партия сейчас находится на грани тотального банкротства. Причем его финансовая составляющая есть по сути дела продолжение политической. В прошлом остались времена, когда фронт теснил как социалистов, так и умеренно правых голлистов, а в 2002 году на президентских выборах их лидер вышел во второй круг, составив конкуренцию самому Шираку.

Но времена изменились. Умелая политика Николя Саркози, который, как тот сказочный игрок на дудочке, сумел увлечь за собой большую часть лепеновского электората, привела к тому, что на прош логодних парламентских выборах две трети кандидатов НФ с треском провалились и не смогли набрать больше пяти процентов голосов в своих округах. Это означало, что средства, затраченные ими на избирательную кампанию, как и предписывает закон, не были возмещены из государственной казны. Деньги, а речь идет о восьми миллионах евро, Национальному фронту авансировал предприниматель, евродепутат от НФ Фернан Ле Рашинель.

Владелец нескольких типографий, где, кстати, печатались листовки, плакаты и прочая пропагандистская продукция ультраправых, для приличия подождал с полгода возврата долга, а затем представил Ле Пену счет. Это и понятно: политика политикой, а денежки все-таки врозь. Разразился скандал. Руководство НФ сначала давило на "партийную сознательность" Ле Рашинеля: мол, тот мог бы и пойти на "некоторые жертвы" ради общего дела. При этом в качестве примера самопожертвования указывали на "благородный жест" самого Ле Пена, который приказал продать свой бронированный лимузин, тем самым пополнив партийную кассу на 20 тысяч евро.

Но такая аргументация на Ле Рашинеля не подействовала, и в его адрес посыпались обвинения в том, что он якобы завышал типографские расценки при печатании агиток Национального фронта. Тут уж предприниматель по-настоящему осерчал и подал своим адвокатам сигнал к атаке. От вербальных требований вернуть должок те перешли к конкретным запротоколированным действиям вплоть до ареста партийных банковских счетов. Вот тогда-то Ле Пену ничего не оставалось, как объявить о продаже единственной партийной недвижимости - "Теплохода".

Означает ли потеря престижной штаб-квартиры, что "бездомному" Национальному фронту придется потеснить клошаров под одним из парижских мостов через Сену? До этого, конечно, дело не дойдет. Хозяйственники НФ уже нашли скромный домишко площадью в три раза меньше, чем "Теплоход", в другом столичном предместье - Нантер, куда ультраправым предстоит перебраться со всем своим скарбом.

Но вот в чем загвоздка: мэр Нан тера - коммунист, а местное население, как говорится, называется "дети разных народов". Узнав о том, что в соседях у них будет Ле Пен, горожане уже устроили демонстрацию протеста. И это только начало. Так что, судя по всему, верхушке Национального фронта на новом месте покой лишь будет сниться.