Его славное имя стоит в российском плавании особняком вместе с именем другого, как и он, четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Попова. Он выиграл три медали на Играх-80 в Москве.
А потом всеми списанный, из сборной чуть не силой выталкиваемый - еще одну, быть может, самую дорогую, через восемь лет на Олимпиаде-88 в Сеуле. Чтобы долго не разглагольствовать о Сальникове, скажу лишь, что с его последним рекордом мира на полуторке - 14.54.76, установленном в 1983 году, - он мог бы вполне попытаться проплыть и во вчерашнем олимпийском финале.
После некоторого периода простоя Владимир Сальников вновь занял в нашем плавании подобающее место - он вице-президент Федерации плавания России.
Российская газета: Володя, ну что, проплыли, отдышались. И выдохнули: довольны выступлением?
Владимир Сальников: Мы плыли, как могли, как готовились, как умели. Вышли на пик формы. Побили три десятка национальных рекордов и под десяток европейских. На прошлой Олимпиаде в Афинах на счету была одна - женская эстафета 4х200 вольным стилем. Но...
РГ: И я об этом.
Сальников: Но нас опередили пловцы из других стран - США, Австралии, Японии...
РГ: Как все это происходило?
Сальников: В очень резком, быстром, невиданном до этого темпе. Техника, методика тренировок, способы восстановления - все было пересмотрено. А мы, хоть и рванули вперед по сравнению с прошлым четырехлетием, не успели. И надо сразу же после Олимпиады, не слишком горюя по поводу малого количества медалей и не восхваляя себя за множество установленных национальных рекордов, срочно браться за революцию в нашем плавании. Только так можно нагнать вперед уплывших. Иначе и дальше будем считать медали - вот еще одна бронза...
РГ: А кто из пловцов вас все же порадовал?
Сальников: Вятчанин, конечно. Вот кто настоящий боец. Надеюсь, он будет плыть и в Лондоне через четыре года. В эстафете 4х200 сражались здорово. Юрий Прилуков, хоть и остался четвертым на полуторке, но показал себя бойцом. Можно сказать добрые слова и в адрес других. Но сейчас надо менять все, включая психологию. Она должна стать победной. Надо привлекать новых молодых ребят. Им, начинающим не с нуля, с опыта, накопленного старшими, но не знающим страха перед чужими авторитетами, не испытавшим поражений, будет легче пробиваться к пьедесталу. Требуется обновление во всем. Будем за это бороться.
РГ: А казалось, что сборная здорово омолодилась. Сколько надежд было на Зуеву, на Ефимову...
Сальников: Они плыли в свою силу. Ефимова еще не знает, на что способна. Когда плывет в привычной обстановке, с соперниками послабее, то у нее многое получается. Но происходит нечто иное, меняется окружение, и начинаются сложности. Тут дело вот в чем. Мы вытаскиваем перспективных спортсменов из их городов. Приглашаем в центр. Берем в сборную. У них теперь хорошие условия для тренировок, на материальные поощрения жаловаться просто грех. И люди, даже молодые, мгновенно успокаиваются.
РГ: Но почему?
Сальников: Бассейнов все-таки по стране не так много. Тренирующиеся в сборной становятся элитой, другим к ним не подобраться. А это и есть отсутствие конкуренции. Успокоенность ведет к простою. Все и всем удовлетворены. Даже российские рекорды все время бьются. Вот, к примеру, Соколова с каким гаком улучшила рекорд на 800 метров вольным стилем. И что из того? Пьедестала и не видно.
РГ: Извините, Володя, я не совсем понял, когда вы в начале беседы говорили о восстановлении. Что имеете в виду? Какие-то стимуляторы, не запрещенные ВАДА?
Сальников: Не совсем. Как вы думаете, почему Фелпс смог 17 раз выйти в Пекине на старт, выиграть 8 медалей и побить кучу рекордов?
РГ: Фелпс - талантище.
Сальников: Фелпс - скорее пахарь. А пахарю нужно тренироваться. Быть готовым к каждой тренировке. И фармацевтика, нормальная, восстановительная, разрешенная, уверен, помогает в этом. Но кто занимается этим у нас? Направление начисто упущено. И это не только в плавании, поэтому начинается самодеятельность. К счастью, не в нашей плавательной сборной.
А у нас работы, даю слово, будет уже в самое ближайшее время больше, чем вы даже можете представить.
Все новости Олимпиады - здесь