Похоже, скоро российские банки не смогут работать без кассовых аппаратов. Им придется выдавать гражданам чеки, как и всем остальным организациям. Соответствующие нормативные документы сейчас разрабатывает Банк России. По мнению экспертов, это обернется для банков дополнительными расходами, кроме того, могут пострадать клиенты, скорость обслуживания которых упадет.
Банк России начал разработку нормативных документов, обязывающих банки при осуществлении наличных платежей использовать кассовые аппараты, сообщило агентство РИА "Новости". В ЦБ создана рабочая группа по разработке "проектов нормативных актов, регламентирующих порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники". Рабочая группа также определит порядок принятия ЦБ решения по применению банками моделей контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов. И хотя о сроках завершения этой работы в ЦБ не сообщают, действия регулятора свидетельствуют о том, что банкам придется последовать примеру других компаний и предпринимателей, принимающих средства населения в оплату товаров, работ и услуг с обязательной выдачей кассового чека.
Обязанность юридических лиц и предпринимателей использовать контрольно-кассовую технику прописана в принятом в 2003 году Законе "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Последние несколько лет активно обсуждается вопрос, нужно ли отменить обязательное применение кассовых аппаратов для малых предпринимателей, что даст им возможность снизить затраты. Российским банкам, видимо, на ККМ сэкономить уже точно не удастся.
Закон не делал для банков исключения, однако порядок использования кредитными организациями кассовой техники должен был установить Банк России, чего сделано не было. Пользуясь правовой неопределенностью, большинство банков предпочитало обходиться без кассовых аппаратов.
По мнению экспертов, нововведение отрицательно скажется как на самих банкирах, так и на их клиентах. Во-первых, это значительные затраты, поскольку стоимость только одного кассового аппарата - 25 тысяч рублей. Во-вторых, увеличится время обслуживания клиентов. С другой стороны, в том же Сбербанке при приеме платежей за коммунальные услуги выдают чеки уже в течение года, и незаметно, чтобы это значительно сказалось на скорости обслуживания граждан.
Пока банки продолжают работать без кассовых аппаратов. Но когда рабочая группа подготовит предложения, всем банкам придется оборудовать свои филиалы соответствующей техникой.
Добавим, что, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, совершая покупку, кассовый чек забирает каждый второй россиянин. В их числе делают это всегда 12 процентов, почти всегда - 16 процентов, и лишь тогда, когда нужно, - 25 процентов.
Брать кассовый чек для женщин более характерно: так поступают 60 процентов представительниц слабого пола и 45 процентов мужчин. Половина из этого числа берут чек, чтобы проверить стоимость покупок или сдачу.
Граждане с более высоким покупательским статусом берут кассовые чеки при покупке в магазинах малого формата чаще, чем менее обеспеченные опрошенные: от 49 процентов респондентов, которые едва сводят концы с концами, до 57 процентов опрошенных, которые без проблем могут приобретать вещи длительного пользования.
Россияне, забирающие кассовые чеки вместе с покупкой, обычно объясняют свое поведение тем, что по чеку проще вернуть или обменять купленные товары (50 процентов), и тем, что по ним проще проверять стоимость покупок и сдачу (51 процент). Значительно реже берут чеки для того, чтобы по ним отчитаться (в бухгалтерии и т. п. - 9 процентов).
Сергей Шаповалов, партнер юридической компании "Налоговая помощь":
- ЦБ РФ просто решил выполнить наконец то, что он был должен сделать давно согласно закону 2003 года о применении контрольно-кассовой техники. Обычно цель внедрения ККМ (вне зависимости от сферы применения) - контролировать движение наличности. Однако в случаях с банками это не имеет особого смысла, поскольку там жесточайший учет наличности, который всегда позволяет узнать, откуда пришел и куда ушел каждый рубль.
Разумной целью для внедрения ККМ могло бы стать желание упростить крайне сложный банковский документооборот. Но есть ли такая цель и будет ли она грамотно реализована, мы сможем узнать только после появления регламента. Нельзя исключать, что документооборот только усложнится и это отразится или на качестве обслуживания, или на стоимости банковских услуг.