Первые итоги по сверке кадров начнут подводить в "Единой России" на этой неделе: в минувшую пятницу истек срок, в течение которого могли быть рассмотрены семь персональных дел региональных партийцев.
Семь персональных дел попросило рассмотреть к 15 августа руководство "Единой России" месяц назад, 16 июля. Надо заметить, что судьба этих партийцев - только часть широкомасштабной кампании внутри партии. Названия четкого у этой кампании все же нет, сами "единороссы" колеблются между кадровой реформой или перестройкой кадров, а в СМИ этот процесс, начатый примерно со второй половины мая, уже устойчиво окрестили "чисткой". Тем более что проблемой в ЕР вплотную стали заниматься только после публичной, и оттого особенно обидной, критики со стороны председателя партии Владимира Путина (год назад, когда он еще не занимал этого поста, Путин жестко потребовал очистить партию от "проходимцев".- Прим. "РГ").
Первым этапом перемен стала сверка кадров. Внимательное исследование показало, что из двухмиллионного актива связь с партией утратили не более 4%. Однако параллельно "единороссы" запустили проект под руководством главы думского Комитета по безопасности Владимира Васильева: создали сайт, куда планировали собирать материалы, сигнализирующие о нарушениях законности со стороны представителей органов региональной и местной власти. Опираться этот проект должен был среди прочего на материалы региональных СМИ и обращения граждан. Видимо, результаты этих двух проектов и вынудили руководство партии оперативно отреагировать на первые сигналы. В середине июля на заседании президиума генсовета (куда практически впервые в истории партии пускают прессу), глава Центральной контрольно-ревизионной комиссии Сергей Попов зачитывает весьма жесткий доклад. По его итогам президиум выносит постановление "О повышении кадровой работы и требованиях неукоснительного соблюдения уставных норм в части, касающейся привлечения к партийной ответственности членов партии, дискредитирующих ее своими действиями или наносящих ей политический ущерб". Шести региональным организациям было предложено, если так можно выразиться, подумать над своими кадрами, обращая внимание на тех, кто дискредитирует партию. Семеро "единороссов" были названы поименно, и президиумам региональных политсоветов было рекомендовано в срок до 15 августа рассмотреть их дела. К сожалению, отпускной сезон, затронувший часть центрального аппарата партии, и концентрация на отправке гуманитарной помощи от партии в Южную Осетию не позволили получить официальных комментариев в минувшую пятницу. Однако во многих региональных парторганизациях с готовностью отреагировали на просьбу "РГ" поделиться информацией о том, как они поучаствовали в кадровой реформе.
Каждый случай по-своему уникален, но все вместе они дают несколько неожиданное представление о внутрипартийной жизни. Быстрее всех отреагировали в Свердловском отделении ЕР, где предстояло вынести решение насчет мэра Нижнего Тагила Николая Диденко. Что, в общем, неудивительно, поскольку именно Диденко был выбран в качестве антипримера на июльском совещании в Москве. Его исключили из партии еще в июле, причем понимания это решение в городской организации не нашло, но помешать президиуму регионального политсовета они были не в силах. Тем более что свердловская прокуратура обвинила чиновников мэрии Нижнего Тагила в неэффективном использовании бюджетных средств. А за четыре месяца, с апреля по июль, по признанию главы межрегионального координационного совета Игоря Баринова, антирейтинг партии в этом городе вырос до 67%. А это совершенно недопустимо, учитывая надвигающиеся в октябре выборы мэра. Диденко кандидатом от "Единой России", конечно, уже не будет.
Выборы изрядно осложнили жизнь и другому партийцу, упомянутому в этом списке, Юрию Уразову из Самарского регионального отделения. Он выдвинул свою кандидатуру для участия в выборах мэра города Жигулевска, прошедших этим летом. А "Единая Россия" выдвигала своим кандидатом Александра Курылина, который в итоге и победил. Такие амбиции в ЕР всегда считали вызовом партийной дисциплине, и никогда с такими нарушителями не церемонились. Как рассказал руководитель пресс-службы самарского отделения "единороссов" Максим Матыгин, персональное дело рассматривалось на президиуме, и выяснилось, что Уразов шел как запасной кандидат при Курылине. "Сам Уразов не знал этой нормы устава, региональный политсовет не предупредил его, но ни на каких врагов он не работал, наоборот, весь свой личный и материальный ресурс тратил на продвижение партийного кандидата, и было представлено на заседание письмо Курылина, который и подтвердил этот факт", - пояснил пресс-секретарь. В общем, Уразову вынесли предупреждение - незнание устава не освобождает от ответственности.
Гораздо сложнее может оказаться партийное будущее Ирины Колесниковой из Твери. Главврач одной из городских поликлиник стала депутатом Тверской гордумы, однако выяснилось, что, по данным региональной прессы, в отношении Колесниковой было возбуждено уголовное дело. Ее обвинили в том, что она приняла на работу санитаркой беременную невестку, которая фактически на работу не выходила, а зарплату, пособие по беременности и родам - получила. Региональное отделение поручило местной контрольно-ревизионной комиссии проверить эти факты, и, как сообщил замруководителя регионального исполкома Владислав Белорусов, "уголовное дело есть, вынесли предупреждение и приняли решение рассмотреть дело повторно позже". Пока Колесникову из партии до решения суда решили не исключать, но тверской президиум политсовета обратился к главе фракции тверских "единороссов" в гордуме, чтобы там рассмотрели вопрос о ее соответствии (сейчас она является зам. руководителя фракции ЕР).
Но самая проблемная ситуация сложилась в приморском отделении партии. Корреспондент "РГ" в Приморье Ольга Журман регулярно сообщает о местной партийной жизни, и ближайших новостей следует ждать в среду: на региональной конференции будут рассматриваться сразу пять кандидатур на исключение. Среди них находится и один из упомянутых в постановлении президиума генсовета - Юрий Степанченко. По данным правоохранительных органов, депутат заксобрания Степанченко находится под следствием в рамках уголовного дела, возбужденного по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в крупном размере или в составе организованной группы) и части 4 статьи 1741 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем в составе организованной группы). Что же касается второго приморца, упомянутого в постановлении, Дмитрия Глотова, то, как стало известно "РГ", он еще весной при возбуждении в отношении него уголовного дела сам написал заявление о выходе из партии, и его удовлетворили. Видимо, процесс сверки кадров, идущий в "Единой России", до Приморья в полном объеме уже дошел, но результаты в Москву еще не вернулись.
Что же касается еще двух участников этой "семерки", то подробной информации по ним получить не удалось. Как сообщили в Алтайском краевом отделении, дело Валентина Вдовина рассмотрено и результат направлен в Москву. Сам он активно раздает интервью местной прессе, из которых выходит, что себя Вдовин от "Единой России" не отделяет и, по его словам, был просто опорочен конкурентами из других партий. Дело Виктора Середкина, как сообщили в Иркутском отделении, будет рассматриваться на региональной конференции в октябре. Между тем местная пресса буквально битком набита информацией о раздорах в единороссовском отделении в Ангарске (Иркутская область) и часто упоминает в этой связи Середкина.
Таким образом, истории у них разные, и конец их еще неизвестен. Секретарь президиума генсовета ЕР Вячеслав Володин предупреждал прессу, что руководство партии не требует, чтобы каждого упомянутого в списке немедленно исключили, но ждет тщательного и подробного анализа. Насколько региональным "единороссам" удалось поработать над собой, станет окончательно ясно на этой неделе: по некоторым данным, президиум генсовета может собраться на совещание, не дожидаясь сентября.