Принципиально новая транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года осенью будет внесена в правительство, сообщил заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин. Ведомство рассчитывает, что стратегия будет принята уже в этом году. По его словам, документ готов, все его основные положения прошли широкое обсуждение на разных уровнях с привлечением ведущих специалистов отрасли, общественных организаций, представителей бизнеса, науки и органов государственной власти.
В основу транспортной стратегии положен инновационно-активный сценарий развития российской и мировой экономики. Эта модель должна обеспечить создание транспортных условий для развития инноваций и повышения качества жизни. В рамках инновационно-активного сценария возрастут требования к качеству транспортного обслуживания и повышению эффективности взаимодействия всех участников транспортного рынка, отмечают в министерстве. Напомним, что в первоначальном варианте рассматривалось два сценария: "сырьевая глобализация" и "инновационный центр силы". Выбору в пользу иновационно-активного сценария, объяснили в министерстве, во многом способствовал анализ мировых тенденций в развитии национальных транспортных систем. Сегодня ни одна страна в мире в условиях возрастания конкуренции не способна контролировать риски собственной экономики, не имея сильных транспортных позиций, отмечают в минтрансе.
Транспортная стратегия должна определить активную позицию государства по снижению совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышению конкурентоспособности отечественной транспортной системы и качества транспортных услуг, усилению инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли. В долгосрочной перспективе стратегия призвана решить те системные проблемы, которые сегодня существуют в области развития и транспортной инфраструктуры, заявил Мишарин.
Действительно, проблем в настоящее время у нас хватает: по данным минтранса, 39 тысяч населенных пунктов, где проживает более 15 миллионов человек, до сих пор не имеют круглогодичной связи с транспортной сетью общего пользования. Пять субъектов РФ не имеют железнодорожного сообщения. Из-за отсутствия железных дорог не осваиваются 23 крупных разведанных месторождения полезных ископаемых. В 14 регионах, где авиация является основным и единственным круглогодичным видом транспорта, происходит сокращение аэродромной сети. Так, с 1992 года количество аэропортов сократилось с 1302 до 330.
Что же касается автомобильных дорог, то здесь, по оценкам экспертов, уровень развития автомобильных дорог отстает от уровня автомобилизации в 5 раз, что негативно сказывается на организации дорожного движения. Около 29 процентов протяженности дорог федерального значения работают в настоящее время в режиме перегрузки. Все это приводит к низкой конкурентоспособности транспортных коридоров. По оценкам экспертов, потери России, обусловленные низкой пропускной способностью автомобильных дорог, составляют 3 процента от ВВП, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского союза.
Новые инициативы государства позволят проводить гибкую тарифную политику, а это в свою очередь позволит снизить цены на услуги, обеспечить высокий уровень безопасности пассажиров и надежность работы транспортных систем. В рамках стратегии будет сформирована единая круглогодично доступная дорожная сеть. Будут ликвидированы существующие разрывы и "узкие места", в том числе в азиатской части России. Помимо этого будет обеспечено развитие транспортных подходов к пограничным пунктам пропуска и крупным транспортным узлам, их комплексное развитие на основных направлениях. Кроме того, планируется создать инфраструктурные условия для потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке.
Стратегия будет реализовываться в два этапа, пояснил Александр Мишарин. Первый этап, до 2015 года - завершение модернизации транспортной системы и переход к развитию по ключевым направлениям в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России". Второй этап - 2016 - 2030 годы - интенсивное инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально-ориентированного развития страны. В общем, цели и планы, как всегда, поставлены громадные, главное, чтобы хватило сил все это реализовать.