По данным минрегиона, ввод жилья в целом по России по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 2,9 процента. В 2007 году зафиксировано на эту же дату 34,8 процента. "Почувствуйте разницу": в десять с лишним раз.
Наибольший спад отмечен в Первопрестольной и Северной столицах. Москве и Питеру не хватает площадей под застройки. Радуют солидно возросшие темпы в Сибири и на Дальнем Востоке.
Заместитель министра Сергей Круглик спокоен. Танцуем от более высокой базы, чем прежде. К тому же именно второе полугодие бывает более урожайным на ввод объектов.
Тот же Сергей Круглик заявлял осенью прошлого года, что субъекты Федерации "придерживают" сообщения о вводе жилья, чтобы оставить их на начало 2008 года. В таком случае положение оказывается еще хуже.
Национальный проект явно и сильно тормозит. Изначально принятая "американская" модель ипотечного кредитования дискредитировала себя на родине в США и, несмотря на многочисленные предупреждения об опасности, внедряется в российскую почву, как колорадский жук.
Законопроект о стройсберкассах отодвигается в парламенте от одной до другой сессии. Знающая проблему депутат Госдумы Оксана Дмитриева считает, что альтернатива ипотеки тормозится лоббированием интересов некоторых банков и тех, кто уже разместил соответствующие ценные бумаги на западных финансовых рынках. Меж тем, как известно, именно стройсберкассы вывели разрушенную войной Германию на тот уровень обеспечения жильем, на котором она находится.
Что касается наших ветеранов. В очереди из последних сил стоят 53 тысячи участников Великой Отечественной. Какие-то меры принимаются. С 18 до 22 квадратных метров повышен норматив общей площади жилья при расчете субсидий. Но простая арифметика показывает, что если бы в каждом муниципальном образовании не пожадничали на выделение 22 квадратных метров для тех, кто обеспечил их безбедную жизнь, то наши старики, младшим из которых под 80, уходили бы в мир иной достойно.
Очередь сокращается. Сергей Круглик говорит о ее инвентаризации. Действительно, кто-то стал жить богаче. Кому-то не зачем уже стоять. Кого-то нет навсегда. Получается, что на деле жилищная политика игнорирует жизненный цикл человека. Подпрограмма "Молодая семья" не оправдывает, а подтверждает этот тезис. Мы по-прежнему живем не для себя, а во имя будущих поколений, способных самим разобраться, что им нужно. Очередь сокращается в основном "естественной убылью". Человек смертен. Обещания сократить эту очередь с 20 до 5 лет ожидания - слабое утешение.
Разговоры о бедных прекращаем. Но и средний класс разводит руками. Ипотека не дешевеет, банки собираются поднять ставки по кредитам на 1-2 процента. "Доступное" будет еще более недоступным.
Владеют ли, управляют ли ситуацией те, кому положено. По данным минрегиона, "годовой (первый квартал 2008 года по отношению к первому 2007 года) рост цен составил на первичном рынке 18,9 процента, на вторичном - 24,4 процента".
И далее. "Соотношение расчетной стоимости строительства, определенной по данным региональных органов по ценообразованию в строительстве, с ценой реализации жилых помещений на первичном рынке в первом квартале 2008 года в среднем по Российской Федерации составило 64 процента. В том числе по Москве 257 процентов, по Санкт-Петербургу - 139 процентов".
Сравните-ка все это с официальной инфляцией.
Есть однако регионы, где просчитались в другую сторону. Например, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Камчатка, Еврейская автономная область. У них расчетная стоимость оказалась ниже отпускной.
Все, что связано с жильем, еще с советских времен входит в зону повышенной коррупционности и криминальной опасности. Стратегия массового жилищного строительства, которую после нескольких отсрочек правительство все же рассмотрит в сентябре, надо надеяться, будет обеззаражена от "объективных" факторов.