Тамбовская область готова производить биоэтанол

На Тамбовщине принята программа реализации крупного инвестиционного проекта - строительства в поселке Дмитриевка Никифоровского района завода по производству биоэтанола мощностью 250 тысяч тонн.

Под будущий урожай

Сырье для нового предприятия - зерно и отходы производства сахарных заводов. В реализации проекта примут участие "Русская холдинговая компания" и фирма "Метасинтез". Общая сумма инвестиций, вложенных в строительство, - более 217 миллионов евро. Старт первого этапа реализации проекта - возведение элеватора емкостью 240 тысяч тонн - намечен на четвертый квартал. Уже определена площадка под строительство - 23,5 гектара. По оценкам специалистов, комплекс окажет минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Кроме биоэтанола завод будет выпускать еще 4 вида продукции, в том числе кормовые добавки для животноводства.

Использование биоэтанола в производстве бензина экономит до 5 процентов топлива и снижает токсичные выбросы в 1,5 раза

В минувший вторник, 12 августа, на совещании у губернатора Олега Бетина с инвесторами обсуждались вопросы завершения технико-экономического обоснования проекта и готовности к участию в работах местных транспортных, экологических и энергетических служб. Проработана схема финансирования, определены исполнители, подписаны предварительные соглашения на поставку сырья. Инвесторы заверили, что задача, поставленная губернатором, - сдать элеватор в эксплуатацию к началу уборки урожая будущего года - будет выполнена.

По завершении проекта, которое запланировано на 2011 год, на Тамбовщине появится одно из крупнейших в России предприятий по производству возобновляемых видов топлива. Будет создано около 150 рабочих мест со средней заработной платой не менее 30 тысяч рублей. Отличные деньги для тамбовской глубинки, но она давно страдает отсутствием трудовых ресурсов. Впрочем, региональные власти рассчитывают, что сработает материальный стимул и в области появится еще один крупный налогоплательщик.

Ответ нефтяным магнатам

На Тамбовщине всерьез озаботились развитием производства биоэтанола 2 года назад. Но на первом же этапе перспективный бизнес угодил в законодательную ловушку. Биоэтанол попадает под действие федерального законодательства об обороте этилового спирта. То есть облагается акцизом, а это перекрывает ему пути на внутренний рынок альтернативного топлива.

Несколько лет назад в городе Рассказово на заводе "Биохим" была пущена в эксплуатацию промышленная установка для получения биоэтанола из отходов сахарного производства - мелассы (патоки). Опыты использования биоэтанола в качестве высокооктановой добавки к моторному топливу дали положительные результаты. По словам генерального директора "Биохима" Людмилы Гридневой, при добавлении в бензин 10 процентов биоэтанола значительно снижается токсичность выхлопов. Также он дает возможность избавить моторное топливо от присадок, в которых присутствует свинец, и повышает его октановое число на 5-7 единиц.

Специалисты ВНИИ по переработке нефти также считают производство биоэтанола перспективным. Его использование в производстве бензинов позволит обеспечить экономию топлива до 5 процентов и снижение токсичных выбросов в 1,5 раза. Производство горючего из возобновляемого растительного сырья - самая реальная альтернатива загрязняющему атмосферу бензиновому топливу. И жесткий ответ нефтяным магнатам, ведь потенциально биоэтанол способен полностью заменить бензин.

Акцизный барьер

В Европе биоэтанол делается из всего, в чем есть хотя бы намек на сахар. Россия может себе позволить делать его из приличного сырья, причем в огромных объемах. Пять тамбовских сахарных заводов из-за затоваривания порой отказываются принимать свеклу. А роскошный урожай зерновых в этом году настолько сбил цены, что едва окупаются затраты на производство. Во многих хозяйствах всерьез задумываются о сокращении посевных площадей, что в очередной раз ударит по социальному положению крестьян. Таким образом, производство биоэтанола из зерна дало бы толчок развитию растениеводства.

Однако есть одно "но". Словно опираясь на известный постулат, мол, "россияне пьют все, что горит", Налоговый кодекс обложил биэтанол фискальными санкциями. С учетом неизбежных акцизов литр биотоплива обойдется потребителю в такую же цену, что и 2 бутылки водки. Законодатель тверд, как скала, и никаких послаблений производителям альтернативного топлива не обещает. Депутаты считают, что Россия в силу ментальности ее жителей не готова заправлять баки автомобилей жидкостями, содержащими этиловый спирт. Есть, правда, мнение, что на принципиальную позицию депутатов влияет не забота о здоровье россиян, а мощное нефтяное лобби.

С выходом на мировой рынок акцизный барьер легко преодолим. В европейских странах проблемы с акцизами решены в пользу топлива, поэтому завод в поселке Дмитриевка строится с ориентацией на экспортные поставки.

Комментарий

Алексей Колмаков, начальник Тамбовского областного управления по развитию промышленности и предпринимательства:

- У России были все возможности, чтобы начать использование биотоплива для заправки автомобилей еще 30 лет назад, но акциз делает этот продукт неконкурентоспособным на внутреннем рынке. Тамбовские заводы могут получать спирт из отходов и производить биоэтанол уже на ранних стадиях переработки сырья, не прогоняя его через дополнительные ступени очистки. Это направление очень перспективно.