19.08.2008 03:37
    Поделиться

    Главе таежного села в Зейском районе негде взять денег на пополнение бюджета

    Бомнак - единственный поселок в Зейском районе, куда летом можно добраться только на самолете. Он отрезан от остального мира водохранилищем и непроходимой тайгой. Как живут там сельчане, выяснял корреспондент "РГ".

    Население Бомнака - в основном эвенки. Из 500 человек их более половины. Старики сетуют, что молодежь забыла родной язык, да и национальный промысел уже не в почете.

    В прошлом году областная комиссия провела пересчет поголовья оленей, и официально теперь в личных хозяйствах и родовых общинах числится 1800 голов, то есть по три оленя на человека. Это все, что осталось от четырехтысячного стада. На каждого зарегистрированного оленя из государственной казны выделяется 150 рублей в месяц. Это весь доход оленеводов.

    Работой на селе обеспечены только 128 человек, они трудятся, в основном, в муниципальных учреждениях: школе, фельдшерско-акушерском пункте, детсаде, доме культуры. Остальных кормит лес. Эвенки охотятся, но в прошлом году на мировом рынке пушнина была не востребована, и шкурки промысловых животных остались нереализованными.

    - У меня сын добывает соболей, - говорит эвенкийка Наталья Сафронова, - но их цена сильно упала, принимают по 600 рублей за шкурку, а мешок муки стоит тысячу. Теперь со своей пенсии я откладываю деньги на продукты, чтобы зимой сын смог выехать в тайгу. Тяжело стало промысловикам: охотничьи угодья уменьшаются, звери уходят из-за шума, да и браконьеров стало много.

    О перспективах развития поселения пока речи нет, считает глава Бомнакского сельсовета Виктор Иванов. По его словам, 131-й закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" дал поселениям самостоятельность, но при этом переложил на них 37 полномочий, под которые не выделили денег.
     
    - Хоть бы тысячу рублей на каждое полномочие выделили, и то бы 37 тысяч получилось, - говорит он. - А так, чтобы выполнить все задачи, нам требуется более трех миллионов.

    Тот же закон, определяя ряд задач для поселений, не разрешает местному самоуправлению зарабатывать деньги иными способами, кроме сбора налогов. В Бомнаке, за счет подоходного налога с работающих и земельного налога, в бюджет поселения поступило в прошлом году всего 209 тысяч рублей. А в былые времена бомнакские промысловики добывали до 75 тонн рыбы из водохранилища - и счет налоговых поступлений шел на миллионы рублей. Чем не заработок для поселения сейчас? Но нет, закон не велит…

    Из Бомнака и на заработки выехать проблематично. Зимой люди, чтобы попасть в райцентр или другие населенные пункты, пускают дорогу по льду водохранилища. В это время года стараются завезти все, что можно: продукты, горючее, муку. Конечно, и летом на попутных катерах и баржах через бамовский поселок Верхне-Зейск предприниматели кое-что подвозят и, надо отдать им должное, цены в магазинах держат приемлемые, например, буханка хлеба стоит 18 рублей. Но постоянного сообщения с внешним миром летом нет. Ни уехать, ни приехать.

    - Село не может развиваться, когда нет транспортного сообщения, - заявляет глава Виктор Иванов. - В свое время мы с председателем старательской артели начинали строить дорогу до Горного. Она и сейчас есть, но на ее ремонт нужны деньги, а их у поселка нет.

    Комментарий

    Николай Лихогруд, глава Зейского района:

    - По закону, на часть своих полномочий сельские администрации должны зарабатывать сами, искать спонсоров. Что касается участка дороги от Бомнака до Горного - то он уже построен. Будем договариваться с организациями, которые пришли на нашу территорию для строительства железнодорожной ветки Улак-Эльга, о социальном партнерстве, в рамках которого продолжим строительство дороги.

    Поделиться