Окончательно определена схема выделения регионам субсидий для реализации программ по предотвращению последствий ДТП на российских дорогах. Сегодня "РГ" печатает постановление правительства "О финансовом обеспечении в 2008 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП".
Теперь субсидии предоставляются на основании соглашений о реализации мероприятий, заключенных по форме, утвержденной минздравсоцразвития. Уточнены и суммы выделяемых средств на спецтранспорт и закупку оборудования.
По данным, приведенным недавно министром здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, Россия занимает первое место в мире по аварийности на дорогах. Во время аварий 40 процентов погибших уходят из жизни, так и не дождавшись первой помощи, 60 процентов - в процессе непрофессиональной транспортировки. По словам министра, "в этом году в рамках работы над Национальным проектом "Здоровье", в рамках которого и проходят основные мероприятия помощи пострадавшим от ДТП, возникли новые направления деятельности. Это совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим и развитие службы крови. "Мы выделили их, - пояснила министр, - поскольку смертность и травматизм на дорогах у нас очень высокие, причем гибнут в авариях и получают травмы люди трудоспособного возраста, как правило, имеющие высокий уровень образования и профессиональной квалификации".
Что касается работы самой программы, то нацпроект предусматривает несколько путей борьбы с высокой смертностью на дорогах. Среди ключевых пунктов - оснащение медучреждений, расположенных вдоль федеральных трасс, новейшим диагностическим и лечебным оборудованием и новыми реаномобилями. Сейчас этот процесс уже практически завершен на трассе "Дон" - Москва -Новороссийск. Дорога разделена на 49 зон ответственности, и за каждой закреплена больница, оснащенная новым оборудованием и машинами "скорой помощи". В периоды особой загруженности трассы (в основном летом) врачи будут дежурить вместе с сотрудниками ГИБДД, чтобы как можно скорее прибывать на место происшествия. В перспективе планируется для патрулирования трассы и эвакуации пострадавших использовать вертолет.
К концу 2010 года система должна быть выстроена на всех федеральных дорогах. Обойдется это федеральному бюджету в 7,5 миллиарда рублей. Из них в этом году освоят 3,2 миллиарда. В минздравсоцразвития рассчитывают, что к этому времени удастся сократить дорожную смертность в полтора раза, а это 15-20 тысяч человек за три года. Грубый арифметический расчет показывает: чтобы предотвратить одну человеческую смерть, государство должно потратить около полумиллиона рублей.
Напомним читателю, что в этом году правительство решило усовершенствовать две трассы: М-3 (от Москвы до границы с Украиной через Калугу и Брянск) и М-4 (Москва-Новороссийск через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар). Субсидии из федерального бюджета на закупку новой техники выделены Краснодарскому краю, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Московской, Ростовской, Тульской областям, а также Москве и Санкт-Петербургу.