Повышение компенсации льготникам поможет решить часть проблем пассажиров и перевозчиков в Саратове

Областное правительство согласилось увеличить компенсации перевозчикам за пассажиров льготных категорий. Теперь за каждого льготника транспортники будут получать как минимум на 60 процентов больше.

Доплата по схеме

Еще в 2005 году в рамках общероссийской монетизации льгот региональные власти приняли решение о введении на городских и пригородных автобусах, троллейбусах и трамваях так называемых социальных проездных билетов.

Ежемесячно льготники получали по 150 рублей, на которые они могли купить три проездных билета: на трамвай-троллейбус, городской и пригородный автобус. А перевозчикам для компенсации выпадающих доходов за каждый соцбилет из бюджета доплачивали от 150 до 220 рублей (в зависимости от населенного пункта и вида транспорта).

Размер компенсации определялся исходя из тарифа 5 рублей за одну поездку, которые множились на число поездок среднестатистического пассажира-льготника. По результатам обследований, проведенных учеными СГТУ, в частности, на городских автобусах это число составило 53,6 поездки в месяц.

-150 рублей мы платили всем льготникам, а доплату делали только за тех граждан, которые реально пользовались услугами общественного транспорта. Это порядка 35-40 процентов от общего числа льготников, - рассказывает министр по развитию транспортного комплекса области Сергей Шейкин.

Такая схема, по замыслу ее разработчиков, должна была удовлетворить всех: и льготных пассажиров, которые могли пользоваться любым видом общественного транспорта, и владельцев предприятий, которые не несли убытков, перевозя ветеранов, и чиновников, которые легко могли учесть, куда идут бюджетные деньги. Однако за три года компенсация ни разу не пересматривалась. И вскоре выяснилось, что сумма доплаты не покрывает убытки перевозчиков

- Ведь цены на ГСМ, запасные части продолжают расти, - констатирует директор муниципального учреждения "Транспортное управление" Юрий Галушко. - Только в этом году бензин подорожал на 40 процентов.

Единственным утешением для транспортников может быть то, что все эти годы бюджетные деньги перечислялись им в полном объеме и практически без задержек.

Автобус у забора

Как считает Андрей Данилов, председатель гильдии предприятий и предпринимателей, работающих в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом (гильдия существует при Торгово-промышленной палате области), в настоящее время саратовский рынок извоза переживает не самые лучшие времена. По его словам, в городе существует масса автобусных маршрутов, которые вообще не обслуживаются. И причины тому сугубо экономические.

- Я знаю как минимум с десяток предпринимателей, у которых новые автобусы стоят у забора. Расчеты показывают, что работать им невыгодно, - говорит Данилов.

Одной из причин низкой рентабельности пассажирских перевозок является как раз низкий размер компенсации за льготных пассажиров. Получается, что автобусники возят их себе в убыток. Зачастую, не имея возможности высказать свои претензии региональным властям, перевозчики отыгрываются на пассажирах-льготниках. С ноября прошлого года, когда при министерстве по развитию транспортного комплекса открылась круглосуточная "прямая линия", в минтранс поступило более 150 жалоб от льготников.

Зачастую предприниматели не используют купленные для пассажирских перевозок новые автобусы: расчеты показывают, что работать на маршрутах невыгодно

Дисциплинарные меры к грубиянам тоже не особенно применишь - водителей автобусов в городе не хватает. В транспортном управлении Саратова корреспонденту "РГ" посетовали на то, что практически каждое пассажирское предприятие испытывает дефицит кадров. И в качестве примера привели маршрут N18"Д". Он считается одним из магистральных, тем не менее 5 новеньких автобусов большой вместимости не выходят на него из-за отсутствия водителей.

Мечта о тарифе

И вот теперь все эти проблемы наконец должны уйти в прошлое. В начале августа губернатор подписал постановление, по которому перевозчикам, работающим на автобусных маршрутах Саратова, компенсация за обслуживание одного льготника увеличивается с 220 до 380 рублей (расчет делался исходя из 8-рублевого тарифа).

В министерстве ожидают, что перевозчики оценят сделанный им навстречу шаг.

- Мы прекрасно понимаем, что предприятия возили пассажиров льготных категорий себе в убыток. Но если с этого месяца отношение к ним не изменится, будем принимать к транспортникам жесткие меры, - пообещал Шейкин.

Как при этом, пояснил министр, за неудовлетворительное обслуживание льготников со стороны водителей и кондукторов автобусов перевозчики будут даже отстраняться от работы на маршруте.

Однако сами транспортники уверены, что даже долгожданное повышение компенсаций не решит проблем пассажирских перевозок. Чтобы общественный транспорт действительно развивался, необходимо повышать тарифы. По утверждению руководства транспортного управления Саратова, себестоимость одной поездки в городском автобусе уже достигла 12-рублевой отметки. При этом следует сказать, что в начале года правительство области уже подняло тариф с 7 до 8 рублей.

Как считает директор транспортного управления Галушко, не обязательно резко поднимать тарифы для населения. Можно пойти по опыту Астраханской области, где стоимость проезда такая же, как и у нас, но выпадающие доходы перевозчиков от регулируемых тарифов компенсируются из регионального бюджета.

- Ведь электрический транспорт в Саратове уже получает компенсацию по выпадающим доходам от регулируемых тарифов, - говорит Галушко.

Не забыть о такси

В гильдии предприятий и предпринимателей, работающих в сфере пассажироперевозок автомобильным транспортом, смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. Транспортники считают, что с увеличением бюджетных отчислений за льготников ситуация на предприятиях, эксплуатирующих большой подвижной состав, все же должна стабилизироваться.

Председателя гильдии Андрея Данилова больше беспокоит судьба перевозчиков, имеющих в своем распоряжении только автобусы малой и средней вместимости. На эти автобусы, работающие в режиме маршрутных такси, социальные проездные, а значит, и компенсации не распространяются. Но транспортники за это не в обиде на власть. Они лишь хотят, чтобы для них подняли тарифы, которые в текущем году, как и в 2007-м, остались без изменений: максимальная планка - 10 рублей.

- Перевозчикам приходится экономить на всем, чтобы выживать. В итоге это влияет на безопасность перевозок, - говорит Данилов. - А потому, поверьте, проблему тарифов на маршрутных такси необходимо решать.

В последнее время идет активная замена "Газелей", обслуживающих маршруты, на автобусы большей вместимости. Это несколько снизит остроту проблем для "маршрутников". Но пока маршрутные такси занимают достаточно весомую долю в общем объеме пассажироперевозок.

Мнение

Борис Кайданов, генеральный директор пассажирского автотранспортного предприятия:

- С удорожанием стоимости топлива и эксплуатационных материалов практически все перевозчики оказались в затруднительном положении. Но на городских маршрутах увеличение сумм компенсации даст положительный результат, поскольку их протяженность не превышает 10-12 километров. А вот на "пригороде", где она составляет 35 километров, проблема кардинально решена не будет. Проездные билеты на пригородный автобус должны стоить минимум 850 рублей. И, как следствие, сегодня заработная плата на нашем предприятии в среднем составляет 10 тысяч рублей. Скажите, разве это достойная зарплата для водителя большого автобуса? Она должна быть на уровне 30-35 тысяч, чего, к сожалению, предприятие себе позволить по-прежнему не может.

Справка "РГ"

За январь-май 2008 года реализовано более 1 миллиона месячных проездных социальных билетов: 716 тысяч - на автомобильный, 340 тысяч - на городской электрический транспорт. Это на 19,1 и 10,7 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Главным образом этот рост связывается с появлением с текущего года новой категории льготников - ветеран труда Саратовской области. В настоящее время на территории области проживает порядка 550 тысяч граждан, пользующихся льготами на общественном транспорте, что составляет 21,2 процента всего населения.