Десятки новосибирских ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла оказались втянутыми в земельный скандал. Законное право стариков на получение бесплатных земельных участков либо игнорируется, либо становится инструментом получения выгоды для тех, кому не положены никакие льготы. Изнанку красивой законодательной нормы изучал корреспондент "РГ".
Угадай счастливый номер
Весной нынешнего года в Дзержинском районе Новосибирска сформировали около 300 участков земли по шесть соток, чтобы предоставить их людям под индивидуальное жилищное домостроение.
Ветеранам такие участки дают бесплатно и, по сложившейся в ряде районов Новосибирска практике, в первую очередь. Однако на этот раз 38 ветеранам Великой Отечественной, труженикам тыла и жителям блокадного Ленинграда власти в получении бесплатного клочка земли отказали. Повод для отказа старики назвали "издевательским", - в заявлениях, которые были поданы от ветеранов, отсутствовал... номер участка, на который они претендуют.
- Что это еще за номера?! - возмутились ветераны, подразумевая действия Дзержинской администрации. Обратились в районную прокуратуру, потребовали обнародовать списки тех, кто участки все-таки получил. Прокуратура ветеранам в этом требовании отказала - прокурор района в беседе с РГ" назвал информацию о получателях "конфиденциальной". Однако списки счастливых обладателей тех самых дзержинских участков добыть все-таки удалось - администрация района предоставила их Новосибирскому областному Совету ветеранов. В списке среди прочих оказался Николай Константинович Жернов, автор заявления под номером 648, поданного 21 марта. Удивительно, но человек с точно таким же именем-отчеством-фамилией объяснял корреспонденту "РГ", почему нужно указывать номер участка в заявке. И являлся он в тот момент начальником юротдела администрации, а также членом комиссии по рассмотрению этих же заявок.
Кроме него, в этом списке, к примеру, есть Иван Владимирович Митряшин. Это же имя встречается новосибирцам и в других реестрах. Например, в списке депутатов горсовета. Любопытная деталь. Несколько месяцев назад депутат Иван Владимирович Митряшин публично сомневался в доступности земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Новосибирске. Интересно, остались ли у него сомнения сегодня? К сожалению, связаться с депутатом для уточнения этого вопроса "РГ" не удалось.
Слишком много совпадений
Зато мы смогли побеседовать с другим "человеком из списка" - Юрием Павловичем Кондратьевым, прокурором Центрального района Новосибирска. Честно говоря, хотелось услышать, что в списке случайным образом оказался его полный тезка. Однако Юрий Кондратьев заявил, что в "его собственности находится много чего - например, ботинки". Не интересует ли, мол, нас их происхождение?.. Кроме того, подчеркнул уважаемый Юрий Павлович, задавать такие вопросы вообще ни к чему, если у нас нет уверенности, что он что-то нарушил. А подробности о номерах участков посоветовал разузнать в Дзержинской администрации.
Между тем в списке полно и других интригующих совпадений. Например, прокурора Дзержинского района, где проводилась проверка по заявлению ветеранов, зовут Владислав Мандрыко, по отчеству - Иванович (это он сказал, что информация о получателях земли - конфиденциальная). Участок же выделен Ивану Лукичу Мандрыко. А также Эповой Ларисе Николаевне - именно так (вот чудеса!) зовут помощника прокурора Дзержинского района, проводившего проверку по заявлению ветеранов. В списке землевладельцев и Ольга Николаевна Тиунова (в Дзержинском суде есть судья Ольга Николаевна Тиунова), и Павел Олегович Тиунов - надо полагать, полный "однофамилец" сотрудника прокуратуры. Все они, конечно, получили эти участки вполне законно. Прочитали сообщение в Бюллетене органов местного самоуправления. Пришли в администрацию. Наверное, все вместе - супруги Тиуновы, Юрий Кондратьев, Иван Лукич Мандрыко, ведь их заявления датированы одним днем, 21 марта. Сели, задумались, угадали номера... Аренда полученных участков в Новосибирске в среднем - 5-6 тысяч рублей в год. Выкуп в собственность после постройки дома - около 50 тысяч рублей. А рыночная цена, по неофициальным данным (которые, как ни смешно, назвали в прокуратуре района), может достигать 1,5 миллиона рублей.
Если копнуть поглубже
Это был только поверхностный слой "земельного вопроса". Копнув поглубже, мы обнаружили еще менее приятные "ископаемые". Так, интересы 38 ветеранов в администрации и прокуратуре представлял помощник депутата облсовета, молодой юрист Иван Гончаров. На его имя доверенности оформили все эти пожилые люди. Срок доверенности - три года. "Мы пытаемся расшевелить законодательную норму, дать возможность ветеранам получить участки", - говорил нам Иван Гончаров. Ему хотелось верить.
Но вот что рассказала нам одна из его доверительниц (копией доверенности располагаем), 80-летняя Нина Алексеевна Чиликина, которую мы навестили буквально на днях. "Мне подружки сказали, что можно за какую-то землю 50 тысяч получить. Я не знаю, что там еще за земля, но 50 тысяч мне очень нужны - это мои гробовые деньги будут. Хоронить меня некому и не на что. Потому и пошла. Куда я ходила и что подписывала, даже и не знаю - вот надо же, а ведь умная была когда-то!.. Меня моя соседка водила, она там все знает. Какая-то организация, девочки сидят. Еще пришлось к нотариусу сходить, но деньги за бумаги мне потом в этой организации вернули. Я и не верю, что нам что-то дадут - когда просто так что-то давали?!"... "Какая-то организация", о которой говорит Нина Алексеевна, - это приемная депутата. 50 тысяч рублей - столько платят ветеранам за доверенность, по которой участок можно как получить, так и продать. О рыночной цене земли мы уже упоминали, она как минимум в десять раз превышает ветеранскую "таксу".
Юрию Федоровичу Капшукову, жителю блокадного Ленинграда, пообещали больше - аж 60 тысяч рублей. Он тоже не помнит, на кого оформил доверенность, у него тоже нет копии, ничего не знает об отказе и обращении в прокуратуру. Он ждет денег. Они ему нужны, чтобы закончить ремонт в его квартирке, - "60 тысяч мне вот так хватит!" Мы зачем-то проболтались ему насчет рыночных цен. Судя по всему, он не поверил, усмехнулся: "Уж не до богатства мне!"
Кстати
Таких свидетельств у нас не одно и не два. Информация о том, что "вон там дают 50 тысяч", распространяется по сарафанному радио - от ветерана к ветерану. Что характерно, людей, использующих ветеранские льготы, тоже нельзя упрекнуть в нарушении закона: доверенность оформлена честь по чести. "А какая вам разница, что я потом сделаю с этим участком? - спросил у нас участник Великой Отечественной и доверитель Ивана Гончарова, Иван Куфтин. - Да я дом там буду строить, понятно?!". Так что де-юре нельзя упрекнуть ни "людей, похожих на прокурора", ни выбивающих участки помощников депутата. Видимо, заоблачные цены на жилье в мегаполисе делают заботу о ветеранах ну очень "приземленной".