В биографии народной артистки России Ирины Мазуркевич - круглая дата. Мы встретились и побеседовали с актрисой в гримерке Санкт-Петербургского академического Театра комедии им. Н.П. Акимова, где она служит.
- Ирина, готовятся "торжества по случаю"?
- Я ничего не собираюсь отмечать. Не хочу зацикливаться: юбилей - этапное событие. Никогда не делаю событие из дня рождения, тем более из нынешнего. Однажды захотела отметить в театре, когда совсем не круглая дата была, пригласила друзей, коллег и отметила. А сейчас еду в Минск, где живут моя мама и два брата со своими семьями. Мы с мамой родились в один день, и у нее тоже нынче юбилей. Будем на даче - узким семейным кругом. Думаю, мама приготовит что-нибудь вкусное.
- В ваших жилах течет белорусская кровь?
- Я родилась в Мозыре Гомельской области. Раньше, когда в паспорте указывали национальность, у родителей и у меня было написано: "белорус", "белоруска".
- Вы рано уехали из дому?
- В 15 лет, после восьмого класса, поехала поступать "за компанию" с подружками в Горьковское театральное училище на артистку (об этой профессии даже не мечтала) - и поступила. Началась самостоятельная жизнь. В тот же год родители переехали в Минск.
- Уже на первом курсе вас пригласили сниматься в кино (фильм Виктора Титова "Чудо с косичками", где Ира Мазуркевич играла гимнастку, прототип всенародной любимицы гимнастки Ольги Корбут ( Прим. авт.). Вы поехали в Москву, на "Мосфильм", одна? И родителей рядом не было?
- Какие родители? Я уже год прожила вдали от них, самостоятельно. Пока шли пробы, жила в семье режиссера Виктора Абросимовича Титова. А потом в гостинице. Никто меня особенно не опекал, но пропасть не давали. Ведь раньше по-другому относились к артистам: уважительно, ответственно - и к молодым в том числе. Нас буквально за ручку водили по студии. Сейчас же, знаю по рассказам, хорошо, если рукой покажут направление: "Пробы? Там..." А уж если ты не понравишься режиссеру, не то что обратно не проводят - не позвонят, не скажут, что не подошел. Профессия ассистента режиссера, по-моему, совсем потерялась.
- За первую же роль вы получили премию, не так ли?
- Приз кинофестиваля спортивных фильмов, он проходил в Минске. У меня хранится диплом, скрученный в трубочку...
- Наверное, часто бываете в Беларуси?
- В Минске - раз в год. В Мозырь приезжала на юбилей одного из комбинатов, принимала участие в концерте (были Лайма Вайкуле, Coco Павлиашвили). Меня пригласила моя подруга, одноклассница, она директор Дворца культуры. Конечно, город изменился, похорошел. Он и раньше казался мне красивым. Обидно, что его коснулась чернобыльская катастрофа. Наверное, это самая большая боль в моей жизни. Там было настоящее курортное место - река, великолепные песчаные пляжи. Люди приезжали к нам отдыхать. Но не будем о грустном.
- Когда бываете в Минске, в театры ходите?
- Давно не была, хотя там хорошие театры. Если приезжаешь на два-три дня и вечером играешь, не получается пойти. Сразу еду к маме на дачу. Раньше, когда приезжала надолго, ходила на гастролеров, смотрела спектакли Виктюка, питерские театры. Дома-то некогда! В феврале будущего года наш театр приедет на гастроли в Витебск, привезем несколько спектаклей, в том числе мой любимый - "Средство Макропулоса".
- Говорят, у вас образцовая семья, а лидер в ней вы, хотя муж намного старше вас (Уточним: муж Ирины -Анатолий Равикович, народный артист России, актер питерского театра комедии имени Н.П. Акимова).
- Не бывает образцовых браков. Никто ведь не знает, что на самом деле происходит у людей в личной жизни. Образцовая - по количеству прожитых вместе лет? Есть семьи, где кто-то один - лидер. Такого человека я называю не лидером, а деспотом. Какие-то решения принимаю я. А глобальные - муж. Почти всегда я с ним советуюсь, а что-то делаю сама, чтобы не нагружать его. Нас многое объединяет. Не знаю, живем ли мы "душа в душу", но, во всяком случае, почти не расставались за последние 30 лет. Хотя притирались друг к другу довольно долго и проходили все те циклы в браке, о которых говорят психологи.
- Благодаря вам недавно вышла книга Равиковича "Продолжения не будет (Негероический герой)". В предисловии он написал: "Вчера моя жена читала воспоминания Михаила Козакова. Потом вдруг поворачивается ко мне и говорит: "Завтра начнешь писать книгу". Мы поехали в Гостиный Двор, купили две рубашки и тетрадь. Вот почему я пишу эту книгу - мне велено". И в конце: "С чувством выполненного перед Ириной Мазуркевич долга я прощаюсь с тобой, мой читатель". Оказывается, писал он от руки, а вы набирали текст на компьютере...
- Так все и было, он ничего не придумал. Действительно, пришлось заставить его сесть за книгу. Что делать, если человек ленив? Понял, что не отвертеться... Боится. (Смеется.) А потом я разбирала его жуткий почерк - он порой сам не может понять, что написал.
- В Театре "Ленсовет" и в Театре комедии вы играли и сейчас играете в спектаклях вместе?
- Когда-то Равикович играл моего папу, а я - дочку, или он - учитель, я - школьница. Сейчас играем мужа и жену. Видите, я старею, а он остается в своем возрасте. Наверное, скоро на сцене стану его мамой.
- Можно на досуге почитать, поискать для себя пьесу?
- Никогда в жизни не искала пьесы, не подбирала под себя. На мой взгляд, подобная самодеятельность ничем хорошим не закончится. Когда видишь и знаешь заранее, что можешь сделать, и делай сам. Роль актеру должны предложить. Нас еще в училище учили: прежде всего надо играть не роль, а спектакль, его придумывает режиссер, он знает и видит то, что ему надо. Когда я прочитала пьесу Чапека "Средство Макропулоса", подумала, что роль Эмилии Марти хорошая, бенефисная, но совсем не моя. С чего режиссер взял, что моя? А ночью у меня вдруг стали возникать разные фантазии... Когда же мы заканчивали репетировать, мне уже казалось, что никто, кроме меня, сыграть эту роль не сможет, что она только моя. И так считаю до сих пор.
- За что бы вы ни взялись, все у вас получается - освоили компьютер, автомобиль водите. Как говорят ваши коллеги, и в семье, и на работе у вас ладно-складно...
- Если на моем лице написано: "Все у меня в порядке", а я улыбаюсь и живу под девизом: "Не дождетесь!", то это не значит, что мне все легко достается. Не люблю нагружать людей своими проблемами, предпочитаю решать их сама.
- Вам предлагают отрицательные роли? Например, модных сегодня "стерв"?
- Нет. Говорят, у меня "положительное обаяние". Когда-то из-за этого даже не утвердили в "Чужих письмах". Я ездила на пробы, мы много разговаривали с Авербахом, но роль сыграла Светлана Смирнова. Правда, тогда я мало что умела, это сейчас могла бы сыграть стерву, жизненный опыт богатый. А в театре я играла Еву в спектакле "Всё о Еве" - уж куда стервознее!
- Для вас важны объем роли и количество съемочных дней?
- Сейчас самое главное для меня - кто режиссер. Все-таки мне довелось поработать с талантливыми режиссерами: с Виктором Титовым ("Чудо с косичками", "Открытая книга", "Жизнь Клима Самгина", "Васька"), Александром Миттой ("Сказ про то, как царь Петр арапа женил"), Эльдаром Рязановым ("О бедном гусаре замолвите слово"), Дмитрием Астраханом ("Ты у меня одна", "Все будет хорошо"), Юрием Грымовым ("Коллекционер"). Конечно, какую-то роль я могу и сама сделать, опыт есть, но вариться в собственном соку не интересно, хотелось бы сыграть так, как и сама не предполагала... В кино, как правило, используют определенный типаж актера, уже известный, знакомый. Вот сыграл Равикович Хоботова в "Покровских воротах" - и дальше ему предлагали похожие роли. А то, что в театре у него были десятки интересных ролей самого разного амплуа и диапазона, никому до этого нет дела. Театр - более благодарное дело, там можно показать себя с разных сторон (мне кажется, у меня нет двух одинаковых ролей). Неожиданные открытия в основном случаются там, а не в кино.
- Вам повезло. Завидные предложения одно за другим посыпались на вас еще в юности. У вас есть рецепт, как надолго сохранить интерес к себе, популярность?
- Действительно, я рано начала сниматься в кино и окунулась в настоящую театральную жизнь, сразу играла главные роли. Но всегда понимала: нужно требовательно относиться к себе, чтобы такое отношение сохранить на долгие годы. Нельзя распыляться, нельзя радоваться сиюминутному успеху. То ли это интуиция, то ли инстинкт звериный, то ли чувство самосохранения... Мне хотелось распределить себя на длинную дистанцию, чтобы долго, несмотря на возраст, работать, а не просто схватить и сразу все сыграть в молодости.
- Вы сейчас снимаетесь?
- Нет. Возраст такой - переходный. Да будет еще что-нибудь!..