Поколение Миллениума - какое оно? Социологи фонда "Общественное мнение" решили выяснить, что собой представляют "новые молодые".
1990-е еще не за горами, а "поколение пепси" - уже солидные, за тридцать, граждане, кто с круглым счетом в банке, а кто с хроническим алкоголизмом в истории болезни. Дети кризиса, они привыкли "прыгать через ступеньку" и ждать, что может неслыханно повезти. И им уже трудно понять "новых молодых", мечтающих о стабильной карьере чиновника.
Карьерист - звучит гордо
Слово "карьерист" еще недавно обозначало нехорошего человека. Того, кто, спеша подняться по служебной лестнице, "шагает через трупы" - в переносном смысле, конечно.
Однако социологи наблюдают, что смыслы со временем устаревают. Поколение "контрреволюции притязаний", те, кому сейчас от 16 до 25, безудержным амбициям своих предшественников предпочли прагматизм. А бешеным деньгам - профессионализм и карьерный рост.
Юноша по имени Дмитрий учится в Российском государственном социальном университете. Соблюдает дресс-код чиновника: ходит в университет и на другие ответственные мероприятия исключительно в костюме и галстуке. А мечтает он быть чиновником высокого полета, чтобы и власть, и хорошие деньги, и статус. Пока он - член университетского студенческого сената.
Дмитрий требователен к себе. Его записи на страничке "В контакте" напоминают дневники комсомольцев-героев: "Говорю себе: не сиди! Тебе уже 20 лет. Уже вчера нужно было быть... А я сегодня еще не!!! Время летит очень быстро!"
По данным мощного социологического исследования "Новое поколение", которое проводит фонд "Общественное мнение", молодых людей, мечтающих о карьере чиновника, 16 процентов.
- Они аскеты, - рассказывает о "чиновниках" доктор социологических наук Лариса Паутова. - Ради карьеры готовы отказать себе в отдыхе и развлечениях. Ценят работу больше, чем личную жизнь. С детьми предпочитают подождать до получения собственного жилья и высокой должности, что особенно отличает их от поколения "социальных лифтов", хотя и готовы рисковать, но консервативны. Комфортнее ощущают себя в ситуации стабильности и предпочитают быть похожими на остальных. И еще - лучше всех остальных разбираются в политике и чаще других записываются в партии.
Бедный - ленивый, богатый - умный
А как же возможность приносить пользу обществу, что любой госслужащий должен хотя бы декларировать?
- Об этом? Тоже иногда проскакивает, но это скорее свойство молодости, чем установка к будущей профессии, потому что в молодости вообще хочется спасти человечество, - говорит социолог Паутова.
"Поколение стабильности" больше не мечтает о бешеных, скорых деньгах. Им нужны стабильные, хорошие зарплаты за работу по профессии. Современная мораль по-прежнему не предусматривает представления о честной бедности. В успешных кругах торжествует западная, протестантская система ценностей: бедность - свидетельство лени, богатство - мерило ума.
Пенсионеры и люди старшего работающего возраста, нисколько не смущаясь, относят себя к бедным. А молодежь даже этого слова избегает.
"Совок" эпохи яппи
Тех, кто мечтает быть бизнесменом, сейчас в стране чуть больше "чиновников" - 19 процентов. Вот они-то всерьез озабочены внешним видом, чаще прочих посещают спортклубы, рестораны и ночные клубы. Политикой яппи не интересуются, зато уверены в себе и декларируют готовность работать по 16 часов в сутки.
Между консерваторами-"чиновниками" и инноваторами-"бизнесменами" расположилась та молодежь, которая с легкой руки одного писателя теперь называется "офисным планктоном". Их 20 процентов, и мечты их не отличаются высотой полета. Эта молодежь дольше прочих сидит в Интернете и чаще пишет по электронной почте.
Поколение Миллениума с трудом поддается классификации. Но главное, что, по мнению социологов, объединяет всех: в них нет ничего советского.
- Это первое несоветское поколение, у которого нет личного советского опыта, - объясняет Лариса Паутова. - Они индивидуалисты и надеются на себя больше, чем на государство.
Однако сама молодежь не так категорична насчет "совка". Она осознает, что в голове у нее все смешалось и пока только укладывается.
- Мы аполитичны, но в курсе новостей и полны ехидства по поводу политических потасовок, - пишет блогер frozeny. - Мы считаем себя патриотами, но многие не прочь уехать за границу. Мы соглашаемся с наличием системы и многих "нельзя", но среди нас процветает эскапизм. "Секс в России есть", но мы отчаянно ищем своих единственных. Среди нас мало сброда и уродов, но мы не строим будущего... никакого. И в редкие часы отдыха мы доигрываем в игры своего детства.
Видимо, в "игры своего детства" доигрывает и начальник ремонтного цеха на большом московском заводе Михаил В. Ему немногим больше 20 - ровесник "чиновнику" Дмитрию. Уникальный осколок советской породы. Неторопливый, но качественный ритм жизни: в 20 с небольшим в подчинении 50 взрослых мужиков.
Михаил В. - из тех, с кем не страшно поехать в Сахару на старом советском "жигуле": "нива" блестит изнутри и снаружи и не гремит, как ей положено, на больших скоростях. Не умрешь с ним и с голоду: рыбак, без фанатизма, но с азартом. Но главное - не в этом. У очень юного еще человека с рабочей родословной есть свои принципы в жизни: он твердо знает, что нельзя врать и подличать, даже если светит повышение по службе, что на ночные клубы и машины нужно зарабатывать самому и что учиться желательно на собственные деньги. Спрашиваю недавно:
- Миш, когда в отпуск?
- Не моя сейчас очередь. Зам четыре года на море не был.
Так к какому типу молодых принадлежит мой приятель?
Досье "РГ"
Нынешних молодых называют по-разному:
Типология нового поколения: