Вчера коллегия Краснодарского краевого суда отменила оправдательный приговор Кущевского районного суда в отношении бывшего сотрудника милиции Александра Дрижика и отправила дело на новое судебное разбирательство.
Статья "Наезд", опубликованная в "Российской газете" 1 августа 2008 года, вызвала громадный резонанс по всей стране.
Ведущие информационные агентства и центральные телеканалы вслед за нами рассказали об этом вопиющем случае.
А на многих интернет-сайтах спонтанно возникли бурные дискуссии, в которых рядовые пользователи Сети приводили множество фактов странных решений служителей Фемиды на местах по самым разным случаям.
Как мы уже рассказывали, трагедия в семье матери-одиночки Клавдии Георгиевны Задоя случилась чуть больше года назад. Ее девятилетнюю Таню, катавшуюся на велосипеде около школы под знаком "Дети", сбила машина 25-летнего Александра Дрижика.
Девочку от сильного удара сначала бросило на капот, на крышу, потом на багажник и на асфальт.
Выскочивший из авто водитель в милицейской форме запихнул тело под возмущенные крики свидетелей в машину, отвез в больницу и... оставил тело на скамейке, даже не сообщив медикам. У девочки оказались сломаны руки и ноги, сильно пострадала голова.
После нескольких перенесенных операций спустя два с лишним месяца после ДТП Таня умерла.
А потом стали происходить весьма странные вещи.
Через пару месяцев уголовное дело, возбужденное по факту ДТП местной милицией на виновника аварии Александра Дрижика, благополучно закрыли. Добиваясь правды, Клавдия Задоя и сама не сидела сложа руки и в ходе собственного расследования установила, что на момент аварии Александр Дрижика был лишен прав за управление автомобилем в нетрезвом виде. А потом выяснилась и другая странная деталь: якобы 13 июня милиционер уже был уволен из органов внутренних дел, а рапорт ему подписали 12 июня - в официальный праздничный день!
И хотя дело с помощью местной прокуратуры все-таки удалось довести до районного суда, 25 июня 2008 года судья Сергей Шаповалов выносит вердикт: Александр Дрижика невиновен. Мало того, он признает за "пострадавшим" права на реабилитацию и обращение в Кущевский районный суд с требованием о возмещении материального и морального вреда.
Отчаявшись найти правду, Клавдия Георгиевна Задоя обратилась за помощью в Краснодарское представительство "Российской газеты". После публикации в нашей газете решения краевого суда по кассационному представлению прокурора Кущевского района и кассационной жалобе матери девочки читатели ждали с особым нетерпением.
...Александр Дрижика приехал на заседание суда задолго до начала без адвоката, с матерью и супругой, вел себя спокойно и уверенно. Но от беседы с журналистами категорически отказался. В коридоре скапливался народ, подъехали телекомпании, создав сразу ажиотаж среди собравшихся перед залом заседаний: "А что, здесь слушается громкий процесс?"
Клавдия Задоя казалась очень уставшей, с темными кругами под глазами.
- Мне кажется, этому не будет конца, - словно выдохнула она. - Я не верю, что дело решат в мою пользу.
Адвокат Клавдии Задоя Виктория Лесная, как показалось, была тоже настроена пессимистично.
- Отменят - хорошо, нет, будем дальше бороться - сказала она корреспонденту "РГ".
Александр Дрижика попросил перед началом заседания у коллегии судей, чтобы все журналисты были выведены из зала. Но ему ответили, что пресса здесь находится на законных основаниях.
И вот докладчик по делу судья Краснодарского краевого суда Виктор Толстоусов зачитывает под пристальным вниманием журналистов газет и "дулом" камер Первого телеканала и НТВ решение коллегии крайсуда.
- Судебная коллегия сочла, что доводы, изложенные в кассационном представлении гособвинителя и кассационной жалобе потерпевшей Задоя, обоснованны и подлежат удовлетворению, - сказал, закрывая заседание, Виктор Толстоусов. - Дело отправляется на новое судебное разбирательство в тот же суд, но в ином судейском составе. Мерой пресечения в отношении Александра Дрижика оставить подписку о невыезде. Коллегия рекомендует необоснованно исключенные доказательства при первом рассмотрении дела включить в новое судебное рассмотрение.
После заседания Дрижика с семьей быстро покинул зал заседаний. Его жена в сторону Клавдии бросила хлесткое ругательство.
Клавдия Задоя после выхода из зала судебного заседания, казалось, не знала, плакать ей или радоваться. Да, сейчас справедливость все-таки восторжествовала. Но ведь дочку-то не вернешь. И сколько ей еще предстоит ждать и ходить по судам, пока молодой и наглый бывший милиционер, который ни разу не пришел в больницу к умирающей девочке, не бросил цветок на ее могилу, получит по заслугам?
- За свое горе и страдания дочери я пойду до конца, - сказала она в коридоре краевого суда дрожащими губами, стараясь не расплакаться. - У меня хватит сил, чтобы дождаться, когда виновник гибели дочери получит по заслугам.
... После заседания суда Клавдия Георгиевна сразу приехала в Краснодарское представительство "РГ" и поблагодарила журналистов за поддержку.
- Если бы не "Российская газета", - сказал она, - справедливости в этой истории добиться бы никогда не удалось.