21.08.2008 01:35
    Поделиться

    Советы "РГ": Что делать, если Вас предали друзья

    Письмо, которое мы публикуем сегодня, пришло от человека, который стремился строить жизнь сам и был в этом строительстве успешен. Но однажды его лишили всего.

    Люди, которые это сотворили, теперь процветают. А он мучается. Сможет ли он вновь обрести себя?

    "Все бесишься..."

    Здравствуйте, Мария! Часто от верующих приходится слышать, что надо прощать тех, кто причинил тебе зло. Звучит красиво. Вопрос в том, все ли можно простить.

    Спрашиваю об этом не случайно: мне пришлось пережить и коварство того, кого я считал другом, и предательство женщины, которую любил.

    Возможно ли назвать прощением, что я не захотел мстить? Но ведь я остановился, когда эти двое забирали мою фирму. Остановиться было нелегко - поверьте, за те годы, что я в бизнесе, поневоле обрастаешь знакомыми из разных сфер, в том числе и из тех, которые, если что, помогут. Но мне мараться не хотелось. Думаете, это оценили? Как бы не так! Недавно звонят: "Слушай, помоги клиентов привлечь, надоело с мелочью барахтаться!" Я отказал, и бывшая жена мне бросила: "Все бесишься, все никак не можешь простить?"

    То есть теперь я должен подарить им прощение? Выходит, только прощения им не хватает для полного счастья? Счастья в моей постели?

    Знаете, они позвонили, а я опять всю ночь места себе не находил...

    Встреча на вокзале

    Я встретил Серегу шесть лет назад на вокзале. Провожал жену с дочкой за границу и вдруг увидел Серого. Он стоял, ссутулившись, у лотка с какими-то чебуреками, и в этом потертом мужике трудно было узнать нашего старшину.

    С Серегой мы не виделись с дембеля, и за это время жизнь успела его потрепать: с женой не заладилось, мать умерла, вот он и рванул в Москву. Посадил я свою Свету с Ксюней в поезд, и решили мы встречу отметить. Помню, как он пялился на мою машину, как озирался в ресторане. Ну, посидели, пора по домам, и тут выяснилось, что снимает он угол где-то на окраине и перебивается случайными заработками. И я, дурак, расслабился, предложил у меня пожить, пока, мол, моих нет, ну и работу заодно.

    Для начала дал Сергею место в службе безопасности. А Серый ничего - услужливый, корректный. Меня, дурака, еще тогда бухгалтер предупреждала: не очень искренним он ей показался. Я не поверил, подумал, а ты-то сама чего боишься? Решил, интриги.

    Были еще моменты. Помню, вернулся из Штатов, заезжаю в офис, а там юристка бумаги не мне, а ему сначала тащит: "Сергей Миронович, проверьте!" Меня это резануло, но Серега сказал: мол, молоденькая дурочка влюбилась, вот и бегает чуть что...

    Разъездился

    Мария, не буду вас загружать деталями, но однажды, вернувшись из Мексики, обнаружил, что я не хозяин фирме. Той, которую начинал с нуля, той, которая в девяностых мне чуть жизни не стоила. Новый владелец - мой старый приятель, ничуть не смущаясь, сказал, что я сам во всем виноват - слишком часто уезжал, "разъездился", а решения, мол, надо было принимать быстро...

    Следующий удар я получил после первого - когда понял, что Светка заодно с Серегой была. Конечно, он бы один все это не провернул. Не могу сказать, что у нас со Светланой в последнее время было гладко, но такого я не ожидал.

    Вот тогда-то я с инфарктом и слег. Помню, лежу в палате и понимаю: ведь стоит мне сейчас пару звонков сделать, и я все назад отыграю! Но лежу, ничего не делаю - так противны они мне.

    А сейчас вроде все налаживается.

    Скоро, между прочим, женюсь, ее, кстати, тоже Светланой зовут. Надеюсь, не продаст. Начал новое дело. И вроде думал, что все прошло. А вот позвонили вдруг они, и опять сердце заболело так, что хоть снова в больницу, и опять покоя нет...

    Как же их простить? Какие примеры вспомнить, чтобы хоть мое сердце меня поняло?

    Вадим Н.

    комментарий

    Не мечом и не копьем

    Здравствуйте, Вадим!

    Вот вы говорите о примерах. Есть ли примеры прощениям?

    За тысячу лет до Рождества Христова жил в Израиле юноша, пастух Давид. Страной правил царь Саул - человек самонадеянный, и, как сказано в Библии, за это Дух Божий оставил его - царя начали терзать приступы подозрительности и тоски. Придворные посоветовали позвать Давида - тот прекрасно играл на гуслях. И действительно, как только Давид начинал играть, злой дух отступал от царя, болезнь переставала мучить.

    Однажды на страну напали филистимляне. Впереди филистимлян шел исполин Голиаф, устрашая ростом и доспехами. Не один день великан оскорблял израильтян, но никто не решался вступить с ним в единоборство. И тогда Давид вызвался на поединок. Не привыкший к доспехам, он взял с собой только сумку с пятью камнями, пращу и посох, а в ответ на насмешки Голиафа ответил: "Не мечом и копьем спасает Господь!" С этими словами он метнул камень, да так, что Голиаф как подкошенный пал на землю, и тогда Давид отсек великану голову - его же собственным мечом.

    Эта победа сделала Давида героем. Но, как бывает, именно с того дня завистливый Саул и стал "искать смерти" юноши. Давид скрылся от царя.

    И вот произошло то, ради чего, собственно, я все это и рассказываю. Когда Давид со своими воинами отдыхал в большой пещере, туда зашел Саул. Не заметив сидевших в глубине людей, Саул лег и заснул. Казалось бы, вот он, шанс Давида поквитаться! Да и воины, бывшие с ним, подстрекали: "Пришел день, когда Господь предал врага твоего в руки твои".

    Библия дает нам понять, какая борьба происходила в сердце Давида. Еле сдерживая гнев, он подходит к спящему Саулу и отрезает край его одежды. Но, как сказано, "больно стало сердцу Давида" от того, что сделал он, - смотрите, в нем борются гнев и милосердие, жажда мести и желание простить. Он боится, что не выдержит борьбы, что запятнает свои руки убийством. И тогда Давид произносит ключевые для нас слова. Он обращается к Господу с мольбой: "Да не попустит мне Господь сделать это!"

    Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, "пощадив Саула, Давид одержал большую победу, нежели тогда, когда низложил Голиафа". Почему?

    Потому что он вышел из этой битвы, "неся перед собой не голову исполина, но умерщвленную ярость и обессиленный гнев". И сделав это, он "принес больше пользы себе, нежели Саулу".

    Прощая, мы помогаем себе

    Гнев, ярость - это, по словам святого праведного Иоанна Крон штадтского, "пожар души, огонь, свирепеющий внутри и выходящий из адской бездны". А человек, пылающий этим огнем, сгорает в первую очередь сам - вот что нужно отметить и запомнить.

    Потому и следует, пусть мучаясь, но прощать - освобождая душу от разрушающих ее из адской бездны гнева и ненависти. Посмотрите на окружающий мир - ведь многие из несправедливостей появились именно от нежелания прощать.

    Конечно, простить тех, кто лично причинил нам зло, очень трудно. Простить - это ведь не затолкать обиду в глубины подсознания, не попытаться забыть и вычеркнуть ее из жизни, как пытаетесь сделать это вы, Вадим, а именно простить - от всего сердца, искренне.

    Простить бывает настолько трудно, что, кажется, и не сможешь этого сделать никогда, ибо мука выше человеческих сил. Как говорил Иоанн Златоуст, "такой подвиг почти превышает природу человеческую и требует помощи свыше".

    Вспомните слова молитвы "Отче наш", молитвы, данной нам Господом. В ней определена мера того, как и мы сами будем прощены Богом. Вот она, эта мера: "И прости нам долги наши, так же, как и мы прощаем должникам нашим".

    Откуда взять силы?

    Тут главное - понять: то, что может казаться непосильным для человека, то возможно Богу. У Него одного, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, просим мы сил, чтобы простить. "Тебе не хочется молиться за презираемого тобой человека, но потому-то и молись, что не хочется... Молись о том, чтобы Господь научил тебя незлобию и терпению, чтобы Он укрепил тебя любить врагов, чтобы Он научил тебя молиться за недоброжелателей так же искренне, как за доброжелателей".

    Я верю, Вадим, сил на прощение у вас хватит. Иначе прошлое испепелит ваше сердце.

    Божией вам помощи!

    молитва господня

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

    Адрес электронной почты Марии Городовой: pisma-maria@mail.ru

    Поделиться