Власти Иркутской области намерены уделять большое внимание развитию автодорожной сети в регионе. Запланирована как реконструкция существующих трасс, так и строительство новых. О том, где, когда и для чего должны быть проведены дорожные работы, узнавала корреспондент "Российской газеты".
Самым крупным и амбициозным проектом администрация называет строительство федеральной автомобильной дороги "Вилюй", которая свяжет Иркутскую область и республику Якутия. Как напомнил заместитель губернатора области Сергей Брилка, впервые об этом проекте заговорили в 2001 году, и тогда он казался неосуществимым из-за большого объема требующихся ресурсов, однако сегодня возможности государства изменились.
Протяженность "Вилюя" составит более 1,5 тысячи километров, из которых 986 - по территории Иркутской области. Конечные пункты дороги - Тулун и Якутск (через Братск, Усть-Кут, Мирный). Часть дороги сейчас уже существует.
- Для нас этот проект важен, в частности, потому, что Усть-Кут превращается в некий стратегический транспортный узел, - отметил Сергей Брилка. - На севере Иркутской области и юге Якутии находится значительное число нефтегазовых месторождений, освоение которых уже началось, поэтому транспортное сообщение в этом направлении представляет большой экономический интерес. Также там расположено крупнейшее в мире Непское месторождение калийных солей, и, несомненно, строительство дороги подтолкнет его развитие.
Администрация области совместно с руководством Якутии работает над включением дороги "Вилюй" в федеральную программу модернизации транспортной системы России до 2015 года. Так как трасса является одной из основных на востоке страны, то, по оценкам Сергея Брилки, можно рассчитывать на довольно серьезное финансирование.
Маршрут трассы пока не выбран, есть определенность только с точкой соединения иркутской и якутской частей, которой станет поселок Витим. Однако, как отметил заместитель губернатора, на сроках совместной работы это не скажется - каждый из регионов будет проектировать дорогу на своей территории самостоятельно. В Иркутской области разработано пять вариантов прокладки трассы, в том числе по существующему зимнику - через поселки Катангского района. Между собой они отличаются, в частности, протяженностью и числом населенных пунктов, через которые пройдет дорога.
- Надо выбрать такой вариант, который окажется не самым дорогим, но при этом позволит обеспечить экономическое развитие наших территорий, - заметил Сергей Брилка. Он не исключает, что если предпочтение отдадут более короткой схеме прокладки, то в дальнейшем от трассы будут построены отводы к различным населенным пунктам.
Определить маршрут необходимо не позднее 2009 года. До этого времени будут проводить топографические и изыскательские работы. Что касается дальнейшего, то к 2014 году планируется спроектировать и построить 309 километров дороги от Тулуна до Верхнемарково. В том числе рассматривается возможность прокладки обхода вокруг Братска.
Как сообщил депутат Государственной Думы РФ по Братскому округу Виталий Шуба, в настоящее время весь транспорт проходит через город, в том числе - по плотине Братской ГЭС, нагрузка на которую с учетом интенсивной работы БАМа значительно возросла. Строительство объездной дороги позволит ее снизить.
Кроме того, ведется речь о строительстве обходов вокруг других населенных пунктов. Временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Есиповский считает, что объездные дороги должны иметь все крупные города.
- Движение по городу транзитной техники мешает и личному, и общественному транспорту, - заявил он.
Сейчас ведется строительство обхода вокруг Тайшета, начато возведение объездной дороги вокруг Иркутска. В планах - Усолье-Сибирское, Тулун, Нижнеудинск.
Что касается дорог общего пользования, которые находятся в региональной собственности, то перспективы по ним более скромные - в соответствии с возможностями областного бюджета. Однако власти намерены менять ситуацию. Так, на рассмотрение сентябрьской сессии Законодательного собрания администрация собирается внести предложения о постепенном переходе на федеральные нормативы содержания и ремонта, которые сегодня значительно выше, чем показатели расходов на региональные дороги. Начать планируется с 50 процентов от федеральных цифр. По оценкам Сергея Брилки, если предложения будут одобрены, то расходы на областные дороги в год составят 3 миллиарда рублей против 1,8 миллиарда (с учетом затрат на строительство моста через Ангару) в этом году.
Кстати
Развитие дорожной сети Иркутской области будет обсуждаться на Байкальском экономическом форуме в рамках круглого стола "Реализация инфраструктурных проектов: основа стратегии экономического развития Сибири и Дальнего Востока".