В санатории "Ростовский" южноосетинские беженцы живут одной большой семьей

Ростов продолжает принимать беженцев из Южной Осетии.

В санатории "Ростовский" поселили около 300 человек. Почти половина из них - дети.

Беженцы поневоле

Прибывшие из республики горя и слез люди живут одной большой семьей. Вместе обедают в столовой, сообща ищут близких, обмениваются последними новостями с родины.

- Для удобства женщин с детьми мы поселили в отдельный от стариков корпус. Так что у детишек есть возможность пошуметь, побегать, а у пожилых людей - побыть в тишине и выспаться, - рассказывает "РГ" сотрудник санатория.

Правда, спокойно уснуть большинству пострадавших удается с трудом - сказывается ужас пережитого.

- Мы несколько суток провели в подвале, путая дни и ночи и боясь выйти из укрытия. Когда грузинские войска стали отступать, то специально взорвали водопровод, зная, что в подвалах люди и вода всех затопит. Только чудом нам удалось выбраться наверх и под разрывы снарядов на автобусе выехать из города, - рассказывает жительница Цхинвала Лана.

Двое старших сыновей женщины остались в Осетии, защищать родную землю. Вместе с младшенькими Лана приехала в Ростов.

- Мои старшие сыновья тогда страшно возмутились: почему мы должны убегать из собственного города!

Шестидесятилетняя грузинка Маквала Геолошвили попала под бомбежку вместе с внучкой-осетинкой Нелли. Несколько дней они вместе с другими жителями девятиэтажки прятались в подвале, пока на автобусах под разрывы снарядов их не вывезли во Владикавказ. Все это время бабушка Маквала держалась с удивительной стойкостью. А как иначе, когда рядом внучка?! Но по приезде в Ростов накопившееся напряжение дало о себе знать, Маквала упала и поломала руку.

- Очень переживаю за дочку, маму Нелли. Она живет в Тбилиси и о нашей судьбе ничего не знает - связь отсутствует. Когда сможем увидеться, только Богу известно, - со слезами на глазах говорит Маквала Сергеевна.

Сама она - грузинка, муж - осетин. По признанию женщины, до начала 1990-х все жили в мире, заключали межнациональные браки, рожали детишек. Никто не акцентировал внимание на национальности соседа, не делил людей на своих и врагов. Но мир оказался непрочным.

Приняли как родных

По словам Геолошвили, в России южноосетинских беженцев приняли как родных - накормили и обогрели. Вот только гуманитарной помощи в виде одежды они пока не получали.

- Как выбежала из дома вот в этом платье, так в нем хожу и по сей день. Но это не главное. Спасибо Господу, остались с внучкой целы.

Звучит детский смех, по коридорам бегают темноволосые девчушки и мальчишки. Но страшные события минувшей недели оставили след на их телах и в душах: у пятилетнего мальчика глубокие кровавые раны на голове, у маленькой девочки забинтована нога.

- Врачи осмотрели вчера моего внука и нашли серьезную психическую травму. Прописали нам множество таблеток, - рассказывает бабушка шестилетнего мальчика Луиза Качмарова.

Второй внук женщины чувствует себя получше. По признанию семилетнего мальчишки, он мечтает вернуться в свою разрушенную войной осетинскую школу.

Среди бежавших из Цхинвала есть и будущие мамы. Двадцатитрехлетняя Олеся Хугаева двое суток провела в подвале без воды и пищи. К счастью, по мнению врачей, на ребенке мамин стресс никак не отразился.

- Когда в Ростове делали УЗИ, я так переволновалась, что забыла спросить у медиков пол будущего ребенка, - говорит будущая мама. Рождение сына Олесю не пугает. Она уверена, что вскоре в Осетии воцарится мир и в руках ее мальчик будет держать лишь игрушечные автоматы.

Добрые люди

В холле одного из корпусов разместился штаб. Здесь сутки напролет работают местные активисты, приходят адвокаты, следователи прокуратуры и все те, кто лично хочет оказать помощь потерпевшим.

Студентка Елена из Батайска привезла детям фрукты и овощи со своего огорода, ростовская пенсионерка баба Маша - новые пару обуви и два детских платья.

Ростовский предприниматель Михаил Юсупов приготовил для беженцев целый Камаз с продуктами: питьевую воду, сахар, соль, крупы, макаронные изделия. Всего 15 тонн.

- Дочери сказали: "Папа, садись сам за руль и вези груз в Осетию, - рассказывает Михаил. Целую неделю предпринимателю пришлось обивать пороги различных инстанций, пока, наконец, его машину не включили в колону, едущую на Цхинвал.

- Санаторий предоставил хорошие бытовые условия, четырехразовое питание, внимательных врачей, - со слезами на глазах благодарят беженцы.

И все же, по признанию людей, их всей душой тянет на испепеленную родину.

Если хотите найти друг друга - звоните в Южное представительство "Российской газеты" в г. Ростове-на-Дону:

8 (863) 261-91-41.