В поселке Хвойном свет включают по графику, хлеб пекут раз в неделю, а выбраться оттуда можно лишь по великим праздникам, и то на перекладных. Даже вода в деревне привозная. Как живут сегодня сельчане, выяснял корреспондент "РГ".
Несмотря на то, что вблизи плещутся воды Зейского водохранилища, вода в поселке привозная и, кстати, самая дорогая в районе - 160 рублей за кубометр.
При подготовке ложа Зейского водохранилища жителей поселков, попадающих в зону затопления, переселили в другие, вновь отстроенные населенные пункты. С организацией Потехинского леспромхоза в поселок Хвойный переехало порядка 1200 человек. Со временем леспромхоз исчерпал ресурсы и закрылся. Народ стал разъезжаться, и на сегодняшний день в Хвойном проживает всего 320 человек. Люди работают вахтами в различных организациях Амурской области, 30 процентов населения - пенсионеры.
До 1999 года в Хвойном была своя дизельная электростанция, потом поселок подключили к линии электропередач. Но реорганизация энергоснабжающих предприятий, которая происходит в последние годы, создала новые проблемы. Уже несколько раз в поселке отключался свет - из-за того, что районные власти не заключили договор о передаче электрических сетей снабжающей компании. Если в ближайшее время администрация не решит данную проблему, Хвойный может остаться без света.
В этом году в местной школе был удивительный выпускной бал. Его проводили всего для одной ученицы. Ей не было равных на первом в ее жизни балу, потому что не было и соперниц. Это ничуть не расстроило Ирину Плаксину.
- А что, - смеется Ира, - даже интересно учиться одной в классе. Кому еще довелось пройти индивидуальное обучение, а вот мои учителя объясняли предметы только для меня. Да и в других классах учится по два-три человека, ведь в школе всего 48 учеников.
Ирина считает, что у поселка нет будущего. Оставаться здесь жить она бы не хотела, скорей всего, поедет поступать в техникум или филиал института в Тынду. Добраться до столицы БАМа можно только по "дороге жизни", как ее называют в деревне. Это 30-километровая ухабистая дорога до железнодорожной станции имени генерала Мелько, откуда идут поезда на запад и восток.
Мама Ирины - Лидия Плаксина - воспитала шестерых детей, в поселке не остался ни один. Муж работает вахтами, она печет в единственной пекарне хлеб для жителей поселка. Каждый день на прилавок магазина поступает 70 свежих буханок.
- Никто не хочет работать в пекарне, - вздыхает Лидия. - Платят мало - всего тысячу рублей в месяц. Уговорили меня, до пенсии осталось совсем немного, думаю, доработаю.
27-летняя Светлана Дударева говорит, что ее муж работает на строительстве железнодорожной ветки Улак-Эльга.
- Возможно, и хотелось бы куда-то переехать, - рассказывает Светлана, - но только в деревню, в городе мы жить не сможем. Правда, недавно пришлось забить корову: сено трудно доставать, а сенокосов поблизости нет. Но есть другие прелести: рыбу ловим в водохранилище, ягоды, грибы в лесу собираем. Так и живем.
Валентина Пивоварова, глава Хвойненского сельсовета:
- Чем больше работаем, тем больше разочарований. Мы ведь никому, кроме себя, не нужны. Вот пережили зиму, и слава богу. Живем автономной жизнью, все заготовки ведем самостоятельно.
По 131-му закону о местном самоуправлении полномочия по благоустройству переданы поселениям, но денег в бюджете мало. Главное для нас сейчас - подготовить котельную к отопительному сезону: уже завезли немного дров, будем делать ремонт, ведь надо отапливать школу, администрацию, клуб, два дома, в которых живут льготники. Думаю, справимся, ведь прошлую зиму пережили, и эту переживем.