21.08.2008 03:03
    Поделиться

    На Сахалине в погоне за прибылью в рыбной отрасли ущемляются права рядовых работников

    В погоне за прибылью в рыбной отрасли ущемляются права рядовых работников

    Сегодня на Сахалине и Курилах в разгаре лососевая путина. Тысячи людей приехали на острова из других регионов страны в надежде заработать. Нередко их трудовые права нарушают недобросовестные работодатели.
     
    По данным государственной инспекции труда в Сахалинской области, на предприятиях рыбной промышленности регистрируется каждое третье такое нарушение. За первое полугодие их было выявлено 1096. Общая сумма административных штрафов, наложенных на должностные и юридические лица, за шесть месяцев составила 817 тысяч рублей. А за июль и неполный август она почти удвоилась.

    Получили - прослезились

    Особенно возрастает количество жалоб и других обращений пострадавших от недобросовестных работодателей людей в конце путины, когда наступает время расчетов. Как сообщил корреспонденту "РГ" исполняющий обязанности руководителя региональной государственной инспекции труда Николай Федоров, в этот момент нагрузка на инспекторов, на областное управление по труду и органы прокуратуры увеличивается кратно. Причина банальна. Рыбопромышленники, приглашая сезонных рабочих на обработку рыбы, часто обещают им золотые горы. А тем, когда получают сущие копейки, которых не хватает даже на обратную дорогу, ничего другого, кроме как жаловаться, не остается. Однако помочь не всегда возможно.

    Самым распространенным и грубым нарушением законодательства о труде является отсутствие трудового договора между работодателем и работником. Или ненадлежащее его оформление, когда договор формально заключается, но к нему "прилагаются" какие-то устные договоренности. Хотя этот документ должен быть исчерпывающим, содержащим все условия предлагаемой работы и ее оплаты. Иначе доказать, что тебя обманули, не удастся.

    В качестве примера Николай Федоров привел громкий прошлогодний случай:

    - Одно из рыбоперерабатывающих предприятий областного центра дало объявление в Алтайском крае о наборе рыбообработчиков на путину. Женщины ради заработка оставили семьи и приехали на Сахалин. С ними оформили договоры, но без нормирования труда. В результате они до нового года ходили, добивались заработанных денег, поскольку не на что было вернуться домой. Говорили, что они работали сутками (как в действительности и бывает во время массового хода рыбы), однако в табелях, когда стали разбираться, им ставили по шесть и восемь часов. То есть не велся фактический учет рабочего времени и, значит, не оплачивались сверхурочные, ночные, работа в выходные дни.

    Недавняя проверка, проведенная в Долинском районе, выявила, что на многих предприятиях рыбакам прибрежного лова, чей труд связан с вредными условиями, не предоставляется дополнительный отпуск, предусмотренный статьей 117 Трудового кодекса РФ. И это также должно быть отражено в договоре.

    Рыба тухнет с головы

    Львиная доля всех нарушений трудового законодательства касается охраны труда. Не в последнюю очередь это вызвано образованием множества мелких организаций с различной формой собственности. Достаточно сказать, что сегодня на учете в областном статистическом регистре по видам деятельности "рыболовство, рыбоводство" числится 993 предприятия, в том числе 910 частных. И чем больше становится таких предприятий, тем хуже их руководители заботятся о создании здоровых и безопасных условий на производстве.

    Штрафами в несколько тысяч рублей не исправить положение в отрасли, где доходы исчисляются миллионами

    По словам главного государственного инспектора по охране труда Эдмундоса Качинскиса, именно незнание руководителями правил техники безопасности является первопричиной неудовлетворительного положения. К примеру, в том же Долинском районе руководители ряда рыбопромышленных предприятий не прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда. Поэтому стоит ли удивляться, что в этих коллективах не созданы соответствующие комиссии, отсутствуют утвержденные программы проведения инструктажей, не сделаны измерения вредных производственных факторов на рабочих местах, не ведется учет прохождения работниками обязательных медосмотров.

    На рыбоперерабатывающем предприятии Корсакова рыбообработчица получила производственную травму. Как выяснилось, несмотря на запрет работать на шинковочной машине для нарезки морской капусты при отсутствии ограждения вала, она была допущена мастером и начальником цеха к данному оборудованию. Мало того, работница не прошла обучение правилам безопасности. В итоге - травма.

    Еще хуже ситуация в море. Суда приобретаются физически и морально устаревшие. В погоне за валютоемкими объектами рыбаки гибнут при постановке и выборке крабовых и креветочных порядков, а также при водолазном способе добычи морского ежа и трепанга. Во время лососевой путины каждый год допускаются грубейшие нарушения при эксплуатации судов маломерного флота, предназначенных для обслуживания ставных неводов в прибрежных зонах.

    Вместе с тем статистика несчастных случаев на морском промысле… снижается. Как пояснил Эдмундос Качинскис, это связано с тем, что многие суда с российскими экипажами работают под чужими флагами. А если ушли из-под российского флага - то ушли и от российского законодательства. К тому же все морские случаи сейчас расследуются без участия государственной инспекции труда, поскольку госслужащим нельзя выезжать за границу, где работают суда, за счет средств работодателя.

    Торг неуместен

    Как считает Николай Федоров, органы власти и контролирующие структуры должны ужесточить ответственность за нарушения трудового законодательства. Сегодня на должностных лиц может накладываться административный штраф от одной до пяти тысяч рублей, на юридических, то есть на предприятия, - от 30 до 50 тысяч рублей. Такими штрафами не перевоспитаешь нарушителей в отрасли, где доходы исчисляются миллионами. В случае повторных нарушений законом предусмотрена дисквалификация руководителей и других должностных лиц на срок до трех лет, эту норму надо применять активнее. Кроме того, работа госинспекции была бы гораздо более эффективной, если бы ее предписания являлись исполнительными документами, то есть имели бы такую же силу, как и судебные решения.

    По мнению Эдмундоса Качинскиса, областной департамент по рыболовству тоже не может оставаться сторонним наблюдателем, когда дело касается охраны труда, здоровья и жизни людей. Конечно, в условиях рыночных отношений исполнительная власть не должна вмешиваться в работу хозяйствующих субъектов. Но отслеживать ситуацию и влиять на нее - обязана. А рычаги влияния всегда найдутся.

    Компетентно


    Леонид Чура, председатель областной организации профсоюза работников рыбного хозяйства:

    - Если в трудовом коллективе не создано профсоюзной организации, то никакого внимания охране труда зачастую не уделяется. Это подтверждает статистика несчастных случаев со смертельным исходом. В прошлом году, например, все они произошли именно на тех предприятиях, где нет профсоюзных комитетов, а значит, нет и повседневного контроля за трудовой и производственной дисциплиной.

    Немаловажную роль в снижении производственного травматизма играет качественное расследование несчастных случаев, их учет и анализ причин, без чего невозможна профилактика нарушений трудового законодательства. Однако эту работу, в отсутствие профкомов, во многих коллективах упустили, а кое-где и вообще "отменили".

    Между тем из почти тысячи рыбопромышленных предприятий, зарегистрированных в области, первичные профсоюзные организации действуют только на 36. Вот и делайте выводы.

    Поделиться