В Екатеринбурге серьезно потратились на отмывание города от граффити

Накануне только что закончившегося празднования Дня города местным властям пришлось выложить изрядные деньги, чтобы привести в порядок исторический центр Екатеринбурга - Плотинку, которая должна была стать главной концертной площадкой.

Молодые люди в спецодежде при помощи передвижной автомойки очищали каменную облицовку набережной и подземные переходы от граффити. Все лето молодежь трудилась не покладая рук, расписывая гранитные стены кто во что горазд, поэтому и процесс ликвидации последствий занял тоже не один день.

-  В работе мы используем достаточно дорогостоящие импортные материалы - гели, смывки, которые позволяют удалить краску из толщи камня, - поделился тонкостями работы директор клининговой фирмы Павел Цхаврепов. - Но краски бывают разные. Например, акриловая, которая очень плотно впитывается в камень, и удаление ее очень трудоемко. Иногда обработку гранитной поверхности приходится повторять два-три раза.

Таким образом, невинная подростковая шалость становится головной болью для взрослых, отвечающих за порядок в городе, и лишней статьей расходов для городского бюджета. Правоохранительные органы и коммунальные службы сегодня всерьез обеспокоены тем, что уличные граффити, которые в изобилии появляются на стенах домов и заборах, испортят облик городских сооружений, возводимых к уральскому саммиту Шанхайской организации сотрудничества в 2009 году. На одном из заседаний областного министерства культуры, посвященном борьбе с асоциальными явлениями, творчество любителей граффити рассматривалось отдельным вопросом.

Идея росписи первых попавших под руку поверхностей стара как мир: на стенах своих жилищ рисовали пещерные люди, древние римляне и египтяне, а также все их потомки до нынешних дней. Само слово "граффити" происходит и от греческого слова "Graphein" - "писать", и от итальянского "Graffito" - "царапать". Эпоха возрождения пришла к писуче-царапучему искусству благодаря 17-летнему греку по фамилии Димитриос, который в 1971 году не поленился объездить весь Нью-Йорк, повсюду рисуя загадочную надпись "Taki 183". А в незаслуженной его популярности виноваты, как всегда, господа журналисты: не в меру любознательный репортер из "Нью-Йорк таймс" решил во что бы то ни стало узнать смысл этого послания, нашел трудолюбивого Taki и взял у него интервью. Это была первая в мире статья, посвященная граффити, и юный грек после выхода статьи проснулся знаменитым.

Сегодня у поклонников граффити есть собственные сайты, где они делятся достижениями, формулируют правила, рассказывают о стилях и направлениях, хвастаются и общаются. Оказывается, дети изображают на домах, заборах и трамвайных вагонах просто собственные клички. И суть лишь в том, кто круче придумал кличку, иначе говоря, тэг, и заковыристее ее нарисовал. И все - ты уже не серая личность Вова Сидоров, а один из племени отважных "райтеров"! "Граффити - это свобода, оно впечатляет девушек и является героическим для тех, кто ведет скучную жизнь", - подзадоривает один из сайтов.

Как же определить предмет спора - искусство или вандализм, похвальная тяга молодежи к общению и самореализации или проявление антисоциального мышления? И что делать - гладить по головке, снисходительно терпеть или объявить войну? На практике вопрос решается по-разному. Не так давно четверо юных жителей города Березовского, разрисовав стены, попали в неприятную историю: против подростков возбудили уголовное дело по статье 214 УК РФ - за вандализм.      

- У них у каждого своя кличка и свой стиль, и они изображали нечто вроде визитки, - говорит Ирина Барышникова, инспектор по делам несовершеннолетних.

Обрушившаяся слава ребят, однако, не обрадовала, как и их родителей, которым пришлось выплатить немалый штраф. Городские власти подсчитали, что "ликвидация ущерба", то есть приведение фасадов в прежний вид, обойдется в 69 тысяч рублей. (Занятно, но в Кузбассе есть город-тезка Березовский, где местные граффитчики проводят официальные фестивали с награждением лучших, а боевой раскраской своих домов и улиц гордятся в Интернете.)

- Первые серьезные отечественные граффити начали появляться в середине 90-х, одновременно с модой на брейк-данс. И это вполне естественно, ведь то и другое - часть хип-хоп-культуры, - говорит искусствовед Наталья Гольданская. - Смысл граффити не столько в том, чтобы передать информацию, сколько в том, чтобы разрисовать запретные стены, поработать спреем там, где нельзя, и бороться за свободу творчества - рисовать где угодно. Эти разноцветные композиции скрашивают серые улицы и нашего города, радуют своей оригинальностью, изобретательностью, разнообразием. И недаром граффити прозвали искусством улицы.

И все же что-то протестует во мне, не давая признать кривые разноцветные буквы, пятном горящие на белой стене нашего дома, фактом искусства. Наверно, меня поверхность не устраивает. Кстати, одно из главных правил настоящих райтеров и поклонников граффити гласит: "Не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще, не рисуй на жилых домах - не навязывай людям свое мировоззрение, тем более не пиши на надгробиях: роспись мемориальных стен и машин - это смерть!" Но большинству наших димитриосов на эти правила тьфу и растереть.

Стало быть - вандализм? И опять все не так просто.

- Упомянутая статья 214 УК РФ в данном случае подходит не вполне, - считает адвокат Андрей Каспирович. - Дело в том, что она предусматривает ответственность за "осквернение зданий и иных сооружений". А осквернение - это "нанесение непристойных изображения и надписей". Чтобы предъявить "художникам" статью 214, необходимо доказать, что надпись является непристойной. Это понятие оценочное, то есть в данном случае необходима экспертиза. И если эксперт скажет, что данные несколько букв латинского алфавита непристойностью не являются, то и состава преступления нет.

Есть отличное правило, которое гласит: не можешь предотвратить - возглавь. Именно так поступило, например, руководство екатеринбургской гимназии номер 37, здание которой облюбовали "художники": выдало ученикам, умеющим неплохо рисовать, баллончики с краской вкупе с разрешением раскрасить часть фасада. Получилось красиво, и всяким-прочим, еле в руках баллончики держащим, места для самовыражения не осталось. Кстати, европейцы, в отличие от нас, вообще намного проще относятся к граффити. В Париже, на территории Финляндии и Швеции, например, настенное искусство легализовано. В Берлине есть специальный граффити-салон, куда могут обратиться и потенциальные заказчики, и художники с образцами своего творчества. Недавно такая услуга появилась и в Москве. По словам министра культуры Свердловской области Натальи Ветровой, сегодня идти путем запретов неэффективно:

- Запрет не ведет ни к чему, мы должны создавать альтернативное предложение. Возможно, надо выделить отдельное место, какую-то стену, на которой граффитисты смогут реализовывать свой творческий потенциал, не нанося ущерба зданиям.

Мнение

Андрей Каспирович, член Свердловской областной коллегии адвокатов:

- Возможно, в данном случае бороться с росписью зданий и стен в общественных местах способен помочь не Уголовный кодекс, а областной закон № 52 от 14 июня 2005 года. Там записано, что "самовольное изменение внешнего вида фасада здания либо его элементов влечет предупреждение или наложение штрафа", причем касается это как юридических, так и физических лиц.