Новости

21.08.2008 05:00
Рубрика: Власть

Туз из рукава

Россия не подписала несогласованную резолюцию Совбеза ООН по Грузии

В своих воспоминаниях бывшая госсекретарь США Мадлен Олбрайт, занимавшая в прошлом пост постоянного представителя своей страны при ООН, с гордостью писала о том, как с помощью несложных кулуарных махинаций ей удавалось обратить в пользу Вашингтона многие резолюции Совета Безопасности.

С тех пор в Белый дом вместо демократов пришли республиканцы. Но навыки работы в ООН американские дипломаты сохранили прежние. В среду Россия отвергла проект резолюции Совбеза по Грузии, внесенный Францией. На первый взгляд это решение выглядит скандальным после того, как президенты Дмитрий Медведев и Николя Саркози согласовали шесть принципов мирного урегулирования, получившие название "План Медведева - Саркози". Этот документ, собственно, должен был стать основой для подготовленной Парижем ооновской резолюции.

Ранее постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин неоднократно давал понять: Москва положительно оценивает французский проект резолюции, и намекал на возможность ее "скорого принятия". Правда, Чуркин уточнял, что "существуют пункты, которые хотелось бы добавить в документ". Но при этом всем было очевидно, что эти замечания - программа максимум для российского постпреда. И они не станут препятствием для утверждения французских инициатив.

Почему же тогда Москва отказалась поддержать согласованный президентами двух стран план на Совете Безопасности? И вот тут начинаются главные "чудеса". Как пояснил Чуркин, французская делегация параллельно с работой над резолюцией, где были отражены пункты "Плана Медведева-Саркози", разрабатывала совсем другой документ.

При общности цели - урегулирование ситуации в зоне грузино-югоосетинского конфликта эта резолюция представляла собой усеченный вариант достигнутых Парижем и Москвой соглашений. А также содержала новые положения, написанные едва ли не под диктовку американской делегации. В частности, из шести пунктов плана урегулирования осталось только два. Причем и те, по словам Чуркина, были "вырваны из контекста и передернуты". Собственно, в документе, предложенном французами, просто ставился вопрос о немедленном выводе российских войск с территории Грузии и возвращении грузинских военнослужащих в места постоянной дислокации, без увязки с другими принципами урегулирования. Отдельным пунктом резолюция подтверждала сохранение "территориальной целостности Грузии в границах, признаваемых международным сообществом". Иными словами, французский документ по сути отразил итоги Совета министров иностранных дел НАТО. Однако при этом исключил те положения "Плана Медведева-Саркози", которые Россия считала принципиально важными для возвращения региона к мирной жизни.

Москва увязывала отвод войск в казармы с международным обсуждением будущего статуса Южной Осетии и Абхазии, а также путей обеспечения их прочной безопасности. В дальнейшем при обсуждении этого пункта "Плана Медведева-Саркози" в Тбилиси из текста были изъяты слова о статусе непризнанных республик. Вместо них появились ссылки на необходимость международных переговоров с целью обеспечения стабильности и безопасности в этих регионах Грузии. Хотя вопрос о том, каким образом такая стабильность возникнет без определения на международном уровне статуса этих территорий, остался за кадром. Но даже в таком обтекаемом виде эта формулировка всегда раздражала Грузию. И в подготовленную французами новую резолюцию Совбеза ООН не попала.

Тут требуется небольшое отступление. Несколько лет назад в ходе неофициальной встречи российских журналистов с представителем французского министерства иностранных дел обсуждалась ситуация вокруг Косово. Тогда парижский собеседник "РГ" привел неопровержимый, на его взгляд, аргумент в поддержку независимости края. По его мнению, Сербия никогда не станет демократической страной до тех пор, пока у нее будет хоть один шанс вернуть Косово силой.

Но сегодня аналогичный аргумент в полной мере применим и к Грузии. До тех пор пока эта страна сможет надеяться на силовое решение абхазской и югоосетинской проблем, о мире в регионе можно забыть. А грузинская демократия будет оставаться слабой, подверженной националистическим настроениям в обществе. Сама же Грузия останется зависимой от стратегических амбиций других государств. Каких именно - гадать не приходится: Вашингтон уже заявил, что окажет Тбилиси военную помощь, необходимую для восстановления грузинской армии.

Поэтому для России было принципиально важным, чтобы резолюция Совета безопасности, основанная на "Плане Медведева-Саркози", полностью закрыла лазейки, позволяющие Грузии в будущем начать новую военную операцию против своих малых народов. Но американская сторона с самого начала работы над резолюцией стремилась максимально выхолостить достигнутые между Медведевым и Саркози соглашения, сохранив тем самым постоянный очаг напряженности в Закавказье. А значит, и свое влияние на политику официального Тбилиси.

На вопрос журналистов, почему французская делегация вместо резолюции, где оговаривались все положения "Плана Медведева-Саркози", внесла новый вариант, не согласованный с Россией, постоянный представитель Франции Жан-Пьер Лакруа ушел от ответа. Он лишь еще раз повторил тезис о том, что "Москва должна быть привержена выполнению данных ею обещаний". В постпредстве России убеждены: появление новой резолюции стало результатом закулисных переговоров, которые провели американская и французская делегации. Нельзя исключать, что текст новой, не согласованной с Москвой резолюции также обсуждался на Совете министров иностранных дел стран НАТО. Трудно поверить, что без санкции свыше французский дипломат внес бы изменения в план, подготовленный его президентом.

Об этом же говорил и Виталий Чуркин: "На работе Совбеза стало сказываться тлетворное влияние встречи глав МИД стран - членов альянса. До сегодняшнего дня мы довольно спокойно и методично работали в контакте в основном с французскими коллегами над проектом резолюции, где закреплялись шесть принципов урегулирования конфликта".

В настоящий момент вероятность возвращения к прежнему проекту резолюции Совбеза ООН близка к нулю. Отдельные компромиссы, которые в виде одолжения будет выдвигать французская сторона, еще возможны. Но включение в документ всех пунктов "Плана Медведева-Саркози" выглядит нереальным. Не зря же, когда президент Франции привез этот план в Тбилиси, во время его переговоров с Михаилом Саакашвили, в кабинете присутствовали три американских советника грузинского лидера.

В преддверии выборов республиканская администрация США твердо решила реанимировать уже, казалось бы, провалившийся "проект Саакашвили". Белый дом не может допустить, чтобы его "герою" помешала резолюция Совета безопасности. А потому Вашингтон приложит все силы, чтобы такой документ не появился. Но, разумеется, обвинит в срыве переговоров Россию. Что-что, а вытаскивать припрятанного в рукаве туза американская дипломатия умеет виртуозно. Только вот к честной игре подобное поведение отношения не имеет.

Между тем

В среду вечером стало известно, что делегация России внесла в Совет Безопасности ООН новый проект резолюции по Грузии. Об этом сообщил журналистам постоянный представитель РФ при Организации Объединенных Наций Виталий Чуркин. Данный проект основан на шести принципах урегулирования ситуации вокруг Южной Осетии, выработанных президентами России и Франции.

Власть Работа власти Внешняя политика Международные организации ООН Годовщина войны в Южной Осетии
Добавьте RG.RU 
в избранные источники