Заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент Российской академии художеств
Недавно "Российская газета" опубликовала интервью постоянного секретаря Французской академии, историка Элен Каррер д Анкосс, в котором она рассказала о работе над монографией о российском императоре Александре II.
Характеризуя эпоху правления Александра II как исключительно важнейший период российской истории, г-жа Каррер д Анкосс отметила, что понять и по-новому оценить личность самого Александра II ей помогло изучение его переписки с Екатериной Долгорукой, хранящейся в Государственном архиве РФ. В этом уникальном собрании представлены дневники, документы, фотографии и более 12 тысяч страниц ежедневной переписки за период 1874-1880 годов.
Эти письма Екатерина Долгорукая, ставшая после морганистического брака с Александром II светлейшей княгиней Юрьевской, сохранила и вывезла за границу, куда была вынуждена уехать после смерти императора Александра II. Мне посчастливилось быть инициатором и участником возвращения писем Е. Долгорукой в Россию.
Архивные материалы были выкуплены у аукционного дома Christie s фондом семьи Ротшильдов и переданы Российской Федерации в качестве оплаты за возвращение их семейных архивов.
Архив Ротшильдов после захвата Гитлером Австрии был арестован гестапо, а в 1945 году попал в СССР в составе культурных ценностей, перемещенных с территории Германии в качестве компенсаторной реституции. Обмен состоялся в 2001 году. Уже тогда мы понимали всю важность открытий, которые будут сделаны при изучении этих бесценных писем. Здесь не просто любовная переписка, но и личная оценка императора военно-политической и придворной обстановки в Российской империи того времени.
Новые черты и особенности характера Александра II нашел в этой переписке и Эдвард Радзинский, работавший над документальным романом "Александр II: жизнь и смерть".
Тщательное изучение писем
Е. Долгорукой позволило и мне найти документальное подтверждение одному малоизвестному и не замеченному историками и энциклопедистами факту из биографии Александра II.
30 апреля 1878 года после победы России в освободительной Русско-турецкой войне 1877-1878 годов император Александр II принял от имени армии звание фельдмаршала русской армии.
В эту же ночь Александр II пишет Е. Долгорукой:
"...Маршальское отличие (La distinction de Marechal), которое мои братья упросили меня принять от имени армии, признаюсь, доставило мне удовольствие, и я заранее благодарю тебя за погоны, которые ты хочешь мне подарить..."
В конце этого же года кабинет Его Императорского Величества заказал ювелиру Ю. Кейбелю изготовить золотой фельдмаршальский жезл для Александра II, украшенный бриллиантами и изумрудами.
Мастер выполнил заказ, и 22 января 1879 года фельдмаршальский жезл поступил в приход камеральной части кабинета Его Императорского Величества.
Император Александр II вошел в историю как царь-реформатор, совершивший важные социально-политические и военные реформы. Царь-освободитель, освободивший крестьян от крепостной зависимости и даровавший свободу и независимость миллионам балканских христиан от турецкого ига. Император, обеспечивший мир на Кавказе и в Средней Азии, распространивший владычество России на обширный приамурский край...
Александр II не единственный из российских самодержцев, умерших не своей смертью, но первый император, погибший от террора - зла, тогда еще только зарождавшегося в России и ставшего глобальным в современном мире.
Масштаб преобразований, совершенных Александром II, действительно сопоставим лишь с эпохой Петра Великого, Екатерины II и современной России.
Трудно сказать, как сложилась бы судьба страны, не случись убийства Александра II, но принятие им незадолго до смерти звания фельдмаршала стало символом возрождения российской армии, которую он создал и возглавил.
После смерти Александра II фельдмаршальский жезл пролежал более 15 лет, прежде чем был выдан генерал-адъютанту И.В. Гурко, произведенному в фельдмаршалы 6 декабря 1894 года, блистательно проявившему себя во главе гвардии кавалерии в боях под Горным Дубняком и Телишем и сыгравшему решительную роль в исходе Плевненской операции на Балканах в 1877-1878 годах. В ноябре 1908 года, уже после смерти Гурко, его сын вернул жезл в кабинет Его Императорского Величества.
В дальнейшем этот жезл был пожалован королю Черногорскому Николаю Негошу, произведенному в чин фельдмаршала 24 августа 1910 года в связи с провозглашением княжества Черногория королевством. Однако вскоре, в 1918 году, королевство Черногория вошло в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, а с 1929 года - в Югославию. Княжеско-королевская династия Негошей перестала существовать. Впоследствии многие королевские и военные регалии династии были проданы и оказались в собраниях коллекционеров США и Европы. Такая же участь постигла и фельдмаршальский жезл Александра II, который был продан в 2004 году на аукционе Christie s.
За весь период существования Российской империи чин фельдмаршала носили 64 человека, лишь один из них - Александр II - был императором Всероссийским.
Являясь высокохудожественным образцом ювелирного искусства, сопоставимым по своей ценности с любым пасхальным яйцом фирмы Карла Фаберже, жезл представляет исключительную редкость для Государственного музейного фонда, в собраниях которого нет ни одного жезла российских фельдмаршалов.
Принадлежавший трем фельд маршалам жезл, чудом сохранившийся до наших дней, в настоящее время находится в России в частном собрании.
Но именно сегодня его достойное публичное место должно быть в фельдмаршальском зале Государственного Эрмитажа как подлинное свидетельство славы, величия и благородства Великой России, исполняющей свою историческую миссию защитницы свободолюбивых славянских народов.