Процесс уничтожения химического оружия в Россий ской Федерации идет полным ходом, с каждым днем набирая обороты.
Уничтожению химической смерти нет альтернативы. Вводятся в строй новые объекты по уничтожению химоружия, наращиваются производственные мощности существующих. О задачах текущего момента, проблемах, которые возникают в ходе третьего этапа выполнения Российской Федерацией своих международных обязательств в области химического разоружения, рассказывает начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-лейтенант, доктор технических наук, профессор Валерий Капашин.
Российская газета: В июне этого года практически одновременно произошло два знаменательных события: в г. Почепе Брянской области состоялись торжественная закладка камня в фундамент цеха первой очереди объекта по уничтожению химического оружия (ОУХО) и открытие зоны международных инспекций, а в п. Леонидовка Пензенской области начала работу госкомиссия по приемке в эксплуатацию первого пускового комплекса уже готового объекта. Полным ходом идут строительные работы в г. Щучье Курганской области. Все ли, на ваш взгляд, идет по плану?
Валерий Капашин: Действительно, год получается чрезвычайно насыщенным. Как вы правильно сказали, 17 июня 2008 г. началась работа Государственной комиссии по приемке первого пускового комплекса объекта УХО в п. Леонидовка Пензенской области. В настоящее время работа ее завершена, ввод объекта в эксплуатацию запланирован на сентябрь месяц.
В Почепе в настоящее время ведутся работы по созданию промышленной зоны объекта и инженерной инфраструктуры. В текущем году будут начаты работы по возведению основных корпусов ОУХО. Не вызывает сомнений, объект будет введен в эксплуатацию в намеченные Программой сроки и с высочайшим качеством. Для этого имеются все необходимые материальные и финансовые ресурсы, разработаны безопасные технологии уничтожения химоружия.
В декабре этого года планируется приступить к пусконаладке первого пускового комплекса объекта уничтожения химического оружия в г. Щучье, который вместе с объектом по уничтожению химического оружия в п. Леонидовка окажет решающее влияние на выполнение Российской Федерацией третьего этапа международных обязательств по реализации Конвенции о запрещении химического оружия.
РГ: Прокомментируйте, пожалуйста, более подробно ситуацию в Щучье. Недавно в ряде региональных СМИ появилась информация о том, что пуск завода срывается.
Капашин: Строительство объекта ведется с 2001 года. В настоящее время на промзоне введены в эксплуатацию пожарное депо, газо спасательная станция, узел связи, станция доочистки воды, котельная, административно-бытовые здания. Завершается строитель ство основных производственных корпусов 1 и 1А, ряда других объектов, в т.ч. корпуса битумирования, лабораторного корпуса, складов, столовой, трансформаторной подстанции.
В строительстве щучанского ОУХО принимают активное участие США, Канада, Великобритания, Италия, Франция и ряд других стран. Финансовый вклад этих государств составляет порядка 48 процентов от стоимости объекта. И мы благодарны этим странам за оказанную помощь, но, в то же время, сотрудничество с некоторыми из них привело к значительной задержке в сроках строительства, превратив Щучье не по вине российской стороны в классический "долгострой". Но уже в середине прошлого года, когда Федеральное управление стало полновластным хозяином на стройплощадке, мы поставили перед собой четкую задачу - закончить строительство и монтаж оборудования первой очереди к концу 2008 года и начать пусконаладочные работы с отработкой технологии сначала на инертных, а потом и реальных средах. Проинформировали об этом население, в том числе и жителей Курганской области, через федеральные и местные СМИ. Как видите, ни о каких срывах сроков речи быть не может.
РГ: К настоящему моменту уничтожена уже почти треть запасов химического оружия в России. За это время не зафиксировано ни одного случая аварийной ситуации. Тем не менее вопросы обеспечения безопасности продолжают волновать население. Как в настоящее время обстоит дело с вопросами обеспечения безопасности на объектах хранения и уничтожения химического оружия?
Капашин: При выполнении обязательств России по Конвенции обеспечение безопасности работ по уничтожению химоружия является приоритетным направлением. Это достигается прежде всего разработкой и использованием эффективных и экологически безопасных технологий уничтожения химического оружия и строительством специально спроектированных и оснащенных ОУХО в регионах хранения химического оружия. В процессе уничтожения используются высокоэффективные и надежные системы производственного контроля и экологического мониторинга окружающей среды. Ведется непрерывный мониторинг здоровья обслуживающего персонала и населения, проживающего в зонах защитных мероприятий объектов.
Пристальное внимание уделяется безопасному хранению химических боеприпасов и своевременному выявлению среди них аварийных. Аварийные боеприпасы сразу изолируются в герметичные контейнеры с целью последующего уничтожения. Уничтожение аварийных боеприпасов проводится на современных специализированных технологических комплексах под контролем инспекторов ОЗХО и различных надзорных служб Российской Федерации.
Опасность возникновения чрезвычайной ситуации на объекте практически сведена к нулю. Тем не менее принимаются всесторонние меры безопасности на случай внештатных ситуаций: развернуты локальные системы оповещения, организованы пункты обеспечения населения, проживающего в зонах защитных мероприятий, средствами индивидуальной защиты органов дыхания. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их возможных последствий разработан межведомственный план взаимодействия сил и средств различных министерств и ведомств.
РГ: Другая проблема, волнующая население районов расположения ОУХО - социальная сфера. Людей интересуют надежное газо- и водоснабжение, хорошие дороги, качественное медицинское обслуживание. Как дело обстоит с этими вопросами?
Капашин: Опережающее развитие социальной инфраструктуры вокруг объектов по уничтожению химоружия предусмотрено в Федеральной целевой программе "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации". До 10 процентов средств от стоимости строительства ОУХО предусмотрено выделять на возведение объектов социального назначения в интересах регионов их размещения. Благодаря этому уже построены и строятся десятки тысяч квадратных метров жилья, дет ские сады, школы, медицинские учреждения, проложены газопроводы, водопроводы, канализационные системы, возведены линии электропередач.
Стоит подчеркнуть, что перечень объектов социальной инфраструктуры, строительство которых осуществляется и будет осуществляться в счет программы, определяется местной администрацией и региональными властями. Хочется заверить, что средства, запланированные на решение социальных вопросов, в обязательном порядке будут освоены. Закон нарушать мы не имеем права и не будем. Вновь возвращаясь к Щучье, где наиболее часто возникают "социнфраструктурные" вопросы, хочу сказать, что и здесь имеющиеся социально-экономические проблемы решаются. Реконструирована ЦРБ, создан поликлинический консультативно-диагностический центр, по насыщенности современным медицинским оборудованием ставшие ведущими в Курганской области, построены средняя школа на 590 учащихся с Домом дет ского творчества, средняя школа на 190 мест и детский сад на 90 мест в п. Плановый, 24-квартирный жилой дом для медработников, коттеджный городок, канализация, водо- и газоразводящие сети по городу. Недавно город, да не только город, а вся область получила пожарное депо, аналогов которому трудно найти в нашей стране. На его базе создан учебный центр, который позволит готовить и проводить повышение квалификации пожарных всей области. В Щучье бываю регулярно и все болевые точки знаю. Часто вопросы возникают по объективным причинам - из-за общей изношенности городского коммунального хозяйства. Есть и субъективные недостатки. На возникающие вопросы реагирую оперативно.
РГ: Как вы оцениваете уровень взаимодействия с местными властями в регионах хранения и уничтожения химоружия по вопросам реализации федеральной целевой программы? Как к уничтожению химоружия относится население?
Капашин: Можно смело утверждать, что в настоящее время взаимодействие с местными органами власти в целом выстраивается нормально. Есть общее понимание того, что уничтожение химоружия отвечает прежде всего интересам населения, проживающего в этих местах. Благодаря программе люди получают новые школы, больницы, дома. Прокладываются новые коммуникации, строятся дороги и многие другие объекты. И все это останется на месте и будет еще долго приносить пользу людям, после того как процесс уничтожения хим оружия будет завершен. Население, проживающее в местах хранения и уничтожения химоружия, является предметом нашей постоянной заботы, прежде всего в плане своевременного обеспечения достоверной информацией о том, как проходит уничтожение в их регионе. Мы делаем все возможное для того, чтобы процесс проходил максимально открыто в информационном плане. Для этого существуют необходимые структуры на каждом объекте - группы по работе и связям с общественностью, где население может получить всю интересующую информацию по нашей проблеме.
Мы вообще стараемся находить такие формы сотрудничества с населением, чтобы люди чувствовали себя максимально вовлеченными в процесс химического разоружения, а не были сторонними наблюдателями. Для этого существуют и действуют комитеты общественных советников, регулярно проводятся общественные слушания. И сейчас в целом можно сказать, что население все более конструктивно относится к проблеме УХО. Люди понимают, что с помощью ФЦП успешно решаются инфраструктурные проблемы регионов, создаются новые рабочие места, улучшается качество здравоохранения. Все это в конечном счете приводит к росту благосостояния и людей, и региона. И это я считаю очень важным достижением ФЦП "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации".