Как быстро будут расти зарплаты в Подмосковье? Чем обернется для области строительство ЦКАД? Будет ли сокращаться маятниковая миграция из области? Вопросов к Вячеславу Крымову, министру экономики Московской области, у читателей и журналистов "РГ" набралось много. Но начался "Деловой завтрак" с обсуждения того, как столица и область будут жить теперь, когда прежние конфликты остались позади.
Вместе, но врозь
Российская газета : Вячеслав Борисович, губернатор Московской области Борис Громов и мэр Москвы Юрий Лужков в конце июля подписали протокол о принципах взаимодействия двух регионов. Что в итоге?
Вячеслав Крымов : Самое главное - согласованы последние неопределенности в отношении границ двух субъектов, что позволяет объединить усилия в вопросах транспортной, энергетической, научно-технической и энергетической политики.
РГ : Можно сказать, между Москвой и областью сложился так называемый Потсдамский вариант договора. В 90-е годы в Германии поднимался вопрос об объединении Берлина и прилегающих к нему земель Бранденбурга. На референдуме бранденбуржцы высказались против этого. И тогда власть решила объединить не границы, а интересы. Теперь вопросы экономического развития двух субъектов решаются совместно. А как вы считаете, наметившееся сотрудничество столицы и области может перерасти все-таки в объединение субъектов?
Крымов : Думаю, что этот вопрос не актуален. Москва является столицей страны. И уже поэтому обладает специальным статусом, что, естественно, накладывает отпечаток на специфику ее развития как самого крупного города страны, претендующего к тому же на финансовый и деловой центр Европы.
РГ : Вы не разделяете точку зрения, что Москва могла бы стать локомотивом для области?
Крымов : Наличие в области потребителя ресурсов с огромным платежеспособным спросом, каким является Москва, во многом предопределяет развитие таких секторов экономики региона, как транспорт, логистика, производство строительных материалов и товаров народного потребления, розничная торговля. Однако Московская область сама по себе является локомотивом страны. Начиная с 2000 года, она развивалась, опережая средние показатели по стране, в том числе и Москву, и Санкт-Петербург. В результате по вводу жилья область вышла на первое место в стране. По уровню заработной платы переместилась с 21-го на 10-е место, по доходам на душу населения - с 26-го на 6-е. По таким показателям, как оборот оптовой и розничной торговли, производство молока, поступление налогов и сборов в бюджетную систему РФ, Подмосковье уверенно занимает 2-место в России.
В составе области - 38 городских и столько же муниципальных районов. В 19 городах численность населения превышает 100 тысяч человек, а в таких как Химки, Королев, Мытищи, Подольск, Балашиха приближается к 200 тысячам. По своему экономическому потенциалу многие из них превышают потенциал стандартного субъекта РФ. Например, по объему производства промышленной продукции Ступинский район сопоставим с Орловской, Астраханской, Курганской и Тамбовской областями. Не говорю уже о темпах развития подавляющего большинства наших муниципальных образований. Вот они действительно "локомотивы".
По букве закона
РГ : Первыми за стол переговоров сели транспортники. При участии Минтранса России они разработали программу развития Московского транспортного узла. Какой ожидается от нее экономический эффект?
Крымов : 11 "вылетных" трасс при выходе из столицы на территорию области являются федеральными. Для нас это двойная зависимость. С одной стороны, это федеральная собственность, и мы не имеем права вкладывать в нее деньги, но в определенной степени отвечаем за эти дороги. С другой стороны, все прилегающие территории зависят от развития этих дорог. Конечно, область будет принимать самое активное участие в программе. По экспертным оценкам, после того как она будет реализована, прирост валового регионального продукта Московского региона по сравнению с прогнозом может составить 16,6 процента, товарооборота - 17 процентов, а инвестиций - почти 16 процентов.
Для нас особенно важно, что правительство РФ приняло решение о реконструкции ЦКАД. Это федеральная дорога, поэтому строить ее будет страна. На долю области ляжет освоение придорожных территорий и развязок. Сейчас заканчивается разработка программы по ЦКАДу. В сентябре она будет рассмотрена на заседании правительства РФ. Это уже второй проект сотрудничества Минтранса России и правительства области и, пожалуй, единственный в стране.
РГ : Уже решено, какие участки будут платными?
Крымов : Проектирование дороги пока не закончилось, так что говорить об этом рано. В соответствии с законодательством РФ для придания дороге статуса "платная" нужен бесплатный дублер. Появится он - можно будет думать о том, что делать дальше.
РГ : Уже ходят слухи, что из-за строительства ЦКАД якобы снесут 52 деревни, при этом жители получат компенсацию за жилье по ценам БТИ. Возможно такое?
Крымов : Ось трассы проведена так, чтобы в минимальной степени побеспокоить жителей области и владельцев земельных участков. Давайте разделять: есть незаконные огороды и дачи, построенные без разрешения. И есть населенные пункты. Так вот их строительство ЦКАД фактически не затронет. Но там, где действительно надо выплачивать компенсации, это будет сделано в соответствии с российским законодательством.
Логика зовет в область
РГ : Не боитесь, что, когда дороги станут лучше, из области поедет на заработки в столицу еще больше народа? И сейчас, утверждают эксперты, выезжает до миллиона...
Крымов : Если судить по дорогам, то они загружены в обоих направлениях - и те, что ведут в Москву, и те, что ведут из Москвы в Подмосковье. Трудовая же миграция больше зависит от количества и специфики рабочих мест. Тот, кто хочет заниматься банковской деятельностью или служить в государственных учреждениях, как ездил, так и будет ездить в Москву... В то же время специалисты в области логистики, информационных технологий, химической, инженерной сфер найдут работу и дома.
Вот цифры. Область занимает первое место по миграционному приросту. Если бы негде было работать, рейтинг был бы поменьше. В 2007 году численность занятых в экономике увеличилась на 87 тысяч человек, в текущем - только в первом полугодии на 128 тысяч. Ежегодно на территории Подмосковья создается более 10 тысяч предприятий с высокоэффективными рабочими местами. По объему освоенных инвестиций в основной капитал, привлеченным иностранным инвестициям область занимает третье место в России.
И потом, люди ездят не из субъекта в субъект, а от места жительства до рабочего места. Чем комфортнее будет место жительства, тем больше людей будет стремиться жить в городах и поселениях области. А рабочие места люди выберут в зависимости от созданных условий труда и близости к месту жительства. Наверное, не все так плохо у нас, если почти 4 миллиона земельных участков в области принадлежит москвичам.
РГ : Тем не менее зарплаты у жителей Подмосковья пока отстают от столичных...
Крымов : В процентах по отношению к 2000 году реальные денежные доходы населения Москвы в 2007-м выросли на 191,8 процента, а в Московской области - на 296 процентов. Подмосковье стремительно наращивает темпы. Средняя зарплата сейчас составляет 21-22 тысячи рублей, а к концу года вырастет до 27 тысяч рублей.
РГ : С 1 мая "минималка" в области выросла до шести тысяч рублей, что в два с половиной раза выше, чем по стране. Она еще поднимется?
Крымов : Губернатор поставил задачу: рассчитать возможности ввода 8 тысяч рублей. Сейчас считаем, когда это станет области по силам. Напомню, президент РФ объявил, что минимальная зарплата в стране вырастет до 4 тысяч рублей лишь с 1 января 2009 года.
РГ : А долги по зарплате в Подмосковье большие?
Крымов : Системных нет. От месяца к месяцу всплывает одно или другое предприятие. Я считаю, пока в стране не будет создана ситуация, когда собственник, подчеркиваю - не руководитель, а собственник предприятия не станет нести уголовную ответственность за невыплату зарплаты, эту проблему невозможно окончательно снять с повестки дня.
РГ : В каких отраслях сейчас самая высокая зарплата в Подмосковье?
Крымов : В транспорте - 28 тысяч рублей, в энергетике - более 25 тысяч, в финансовом секторе - 36 тысяч рублей.
РГ : А у бюджетников?
Крымов : Средняя по здравоохранению - более 21 тысячи рублей, но квалифицированные врачи получают и по 40-50 тысяч рублей. Средняя в образовании - более 18 тысяч рублей. Но если учитывать классное руководство, различные надбавки, которые статистика не выявляет, - там зарплаты тоже выше. Важно другое. Необходимо прочно увязывать размер заработной платы с качеством и интенсивностью труда. Мы активно работаем над разработкой стандартов качества в сфере оказания услуг населению. Однако эта задача не столько субъекта, сколько Федерации. Ведь человек по Конституции должен иметь право пользоваться государственными учреждениями и благами в полном объеме, независимо от места проживания. Однако федерального закона о государственных социальных стандартах как не было, так и нет.
Тяжелый бюджет
РГ : И что, принятие закона о государственных стандартах решит проблему качества социальных услуг?
Крымов : Нет, конечно. Но данный закон должен определить единые требования и ответственность за объем и номенклатуру услуг в каждом субъекте Федерации, а далее в каждом муниципальном образовании, при этом ярко высветятся провалы, диспропорции в различных субъектах, а следовательно, направления концентрации ресурсов: федеральных, областных, муниципальных. Конечно, такие стандарты будут минимальными, но равными для любого гражданина. Услуги более высокого качества и больших объемов должны покупаться на рынке. В том числе и за счет бюджетных средств. В Московской области разработаны и реализуются нормативы стоимости бюджетных услуг. Пока они применяются в основном для межбюджетных отношений, но в будущем с развитием рынка станут основой для закупки услуг. Такие подходы уже есть. Например, в Московской области бюджет компенсирует затраты на обучение ребенка во внегосударственных коммерческих учебных заведениях в пределах установленного норматива. А таких школ у нас в области 85. Важным моментом в вопросе формирования рынка социальных услуг должны стать автономные учреждения, особенно в таких сферах, как культура, физкультура и спорт. Такая форма хозяйствования наилучшим способом увязывает размеры заработной платы с объемом и качеством оказываемых государственных социальных услуг. Однако для развития таких форм хозяйствования остро не хватает класса менеджеров в социальной сфере: руководителей школ, лечебных заведений, дворцов культуры, спортивных и физкультурных учреждений, которые бы в полном объеме владели экономическими, финансовыми, хозяйственными вопросами и обладали способностями предпринимателя.
РГ : Не боитесь, что при рыночном подходе к социалке люди окажутся брошены на произвол судьбы?
Крымов : Этого не произойдет. Наоборот: они смогут выбрать наиболее подходящие для них предложения, а за тех, кто не сможет платить сам по рыночным ценам, будет платить бюджет. Сейчас в Московской области компенсацию получают 168 категорий граждан. За восемь лет не введено ни одной натуральной льготы - все осуществляется через компенсации.
РГ : Какая часть населения области живет ниже прожиточного минимума?
Крымов : Лет восемь назад было 37 процентов, сейчас - 10,6 процента. Ожидаем, что к концу года будет еще меньше - 8,1 процента. В 2010-м рассчитываем сократить до 4 процентов. Хотелось бы поскорее свести эту цифру вообще до нуля. Пенсионерам помогли, доплачивая до прожиточного минимума. Далее на очереди - подъем уровня жизни семей с детьми до трех лет. В первом полугодии из бюджета им было выплачено пособий 1 миллиард 700 тысяч рублей.
РГ : В 2009 году консолидированный бюджет региона должен составить 470 миллиардов рублей - почти на треть больше, чем в этом. Но вы сказали, что бюджет будет очень напряженный. Почему?
Крымов : Сколько работаю, ни разу не видел легких бюджетов. Напряженность зависит от задач, которые ставит правительство на текущую перспективу. А они у нас всегда напряженные. В новом году на первый план выходит приведение в порядок объектов здравоохранения, улучшение демографической ситуации, увеличение строительства детских садов, объектов физкультуры и спорта, пополнение библиотечного фонда, благоустройство внутридомовых территорий. Каждая такая задача сопровождается разработкой либо правительственной программы, либо ведомственной. И на каждую нужны немалые деньги...