Германский Совет по внеш ней политике вместе с Общественной палатой Российской Федерации проведет в пятницу конференцию на тему "После войны. Сценарий и перспективы".
В конференции примут участие представители Общественной палаты России, немецкие депутаты, известные журналисты российских газет, которые побывали в Южной Осетии во время войны. О предстоящей дискуссии корреспонденту "РГ" рассказал один из организаторов мероприятия Александр Рар.
Российская газета: Для чего нужна эта конференция?
Александр Рар: Ее цель в том, чтобы дать как можно более объективную картину того, что произошло в Грузии за последние 10 дней. Вторая задача - начать диалог о том, как выйти из того кризиса, который сегодня сложился в отношениях между Россией и Западом. Это, конечно, не война, но на информационном поле происходит достаточно баталий. У каждой стороны появилась своя правда.
РГ: Чем это вызвано?
Рар: На информационном поле Запада появилась консолидирующая позиция. И когда западные страны с их мощными информационными полями начинают говорить то, что противоречит позиции Москвы, российское информационное поле начинает сужаться.
Хотя нужно сказать объективно: два-три дня тому назад Россия выигрывала информационную войну. Потому что большинство разумных европейцев считали президента Грузии Михаила Саакашвили главным виновником в развязывании войны. Россия воспринималась как страна, которую спровоцировали и которая была вынуждена ввязаться в конфликт, чтобы защитить жизни гражданского населения.
Но сейчас западные СМИ переполнены критикой в адрес России.
РГ: Какие сценарии выхода из конфликта существуют?
Рар: Во-первых, Россия должна решить для себя, хочет ли она дальше сотрудничать с международным сообществом или она будет занимать своеобразную самостоятельную позицию. Для первой и второй политики есть свои аргументы и контраргументы.
Может быть, на нынешнем историческом этапе, когда Россия уже неоднократно пробовала сотрудничать с Западом, а Запад абсолютно не слушал российские доводы, Москве было бы правильно сделать паузу. Выйти из игры и не общаться с Западом. Но мне кажется, что от этого будет страдать все то, что Евросоюз и Россия совместно построили за последние 15 лет.
Поэтому главное, что России стоило бы сделать - вывести по требованию мирового сообщества свои войска с территории Грузии и вернуть их туда, где они легально могут оставаться. А именно на границы между Южной Осетией, Абхазией и Грузией.
Запад, конечно, тоже должен более трезво посмотреть на ситуацию. И не следовать только в фарватере американской политики, которая хочет наказать Россию за то, как она поступила с Саакашвили. Европа не должна поддаваться на требования Америки, которая приказывает европейцам превратить НАТО и Евросоюз в некие инструменты США по сдерживанию России.
Главный вопрос еще впереди. А именно, что будет с Грузией? Потому что абсолютно нереально представить себе, что Южная Осетия и Абхазия станут теперь частью Грузии.
Какие существуют выходы из положения? Если Россия пойдет на аннексию Абхазии и Южной Осетии, то конфликт усугубится. Если Россия признает независимость этих двух республик, то она тоже может рискнуть остаться в одиночестве. Потому что никакое другое государство так быстро не будет признавать Абхазию и Южную Осетию. Поэтому этот шаг российской стороне следует тщательно обдумать.
Я думаю, есть только один выход из положения. Сторонам надо сойтись на компромиссе и найти для Грузии формулу некоей конфедерации - три государства в одном. Я думаю, что это было бы разумное решение, которое уже испробовано на Балканах.
Грузия как конфедерация, естественно, в НАТО вступить не сможет. Зато абхазы и южноосетины получат все возможности и рычаги контролировать свою экономику и вести собственную политику. Но при этом не произошло бы полного развала Грузии.
РГ: Как вы относитесь к тому, что в России хотят судить Саакашвили в Гаагском трибунале?
Рар: У России есть своя логика, когда она говорит о необходимости в международном суде судить Саакашвили, который насильственным путем пытался захватить часть территории, вышедшей из-под его контроля.
Однако проблема заключается в том, что если Россия будет апеллировать к косовской модели и стараться привлечь Саакашвили к суду, то она не найдет поддержки. Потому что у нее нет союзников, нет других государств, которые бы присоединились к этой инициативе.
Нужны доказательства. Россия должна представить для обвинения четкие факты и документацию того, что грузинская армия совершала преступления в Южной Осетии. Эти факты будут досконально проверяться. Если Россия предоставит факты и доказательства и Запад их признает, тогда можно будет говорить о привлечении Саакашвили к суду.
РГ: Когда, по вашим оценкам, улучшатся отношения России и Запада?
Рар: Я думаю, что отношения России с некоторыми ее долголетними партнерами и друзьями улучшатся сразу, как только Москва выведет войска из Грузии. Тогда западная общественность будет абсолютно нормально общаться с Россией и опять говорить о вине Грузии в начале этого конфликта.