В Ростовской области приобретение животных импортной селекции получает такой размах, что появился новый термин - зоотехнический туризм. Сегодня уже 11 процентов стада молочного и мясного направления составляют импортные буренки. Помогут ли они повлиять на выполнение областной программы по развитию племенного животноводства на Дону?
В поисках "золотоносных" пород донские животноводы объездили полмира. Среди свиней и коров, прибывших на ростовскую землю, есть уроженцы Дании, Германии, Австрии, Америки и даже Японии. Достижения селекционеров заграничных буренок и хавроний поражают воображение. Рекорд коровы Миранды из Германии - почти 19 тысяч литров молока в год.
Один фермер из Азовского района решил не только заработать, но и удивить своих коллег. В разговоре невзначай упоминал, мол, купил недавно 40 лимузинов. Собеседники, естественно, завидовали: вот богатей! Потом фермер раскрывал секрет: "лимузин" - мясная порода крупного рогатого скота. Приобрел такую редкость во Франции - причем каждой корове купил по быку.
Среднегодовой удой коровы, выращенной на донской земле, составил в 2007 году около четырех тысяч литров молока. Показатель критический: по подсчетам специалистов министерства сельского хозяйства области, при надое в 3,5 тысячи литров в год производство молока становится нерентабельным. Правда, есть исключения из правил. В Мясниковском районе фермеры добились, чтобы коровы исконно донской селекции породы красная степная давали по 5,6 тысячи литров молока в год. В свиноводстве ситуация еще тревожнее. Племсовхоз "Таганрогский", получивший в 1956 году на выставке в Брюсселе медаль за самую низкую себестоимость свинины, распался. Племсовхоз "Каяльский" скоро дорежет последнюю свинью. Некогда прославленная донская порода - крупная белая по сравнению с заграничными сородичами уже давно не крупная, а по окрасу - самая настоящая грязнуля.
По мнению специалистов регионального минсельхозпрода, заграничные рекордсмены помогут решить стратегическую задачу формирования ценных пород, создания племенных заводов. Племенное поголовье в скором времени должно составить 15 процентов всего объема животноводства. Для этого ежегодно планируется завозить 1600 животных молочного направления и 2000 голов - мясного.
- Интерес к заграничному скоту подогрел национальный проект по ускоренному развитию животноводства, - говорит президент ассоциации фермерских хозяйств Ростовской области Александр Родин. - "Росагролизингу" были выделены средства на закупку скота высокоинтенсивных пород. Желающих участвовать в этом проекте оказалось немало. Но высокопродуктивные породы - это тонкое дело. Заграничный скот, попадая в новые условия, чутко реагирует на изменения.
Появились проблемы: забугорные буренки вдали от родины стали чахнуть. На ферму в Матвеево-Курганском районе вслед за коровами из Германии выписали зоотехника. Немецкий лекарь, попросивший немыслимую для наших краев зарплату, разбирается в причинах падежа.
В Зерноградском районе тоже экспериментируют. Сюда завозят австрийских коров, выросших в Альпах. Фермеры надеются, что буренки с гор выносливее, чем обычные.
По словам и.о. начальника управления координации развития и инноваций отрасли животноводства министерства сельского хозяйства области Сергея Постового, на состоянии "забугорных" животных сказывается даже менталитет новых хозяев.
- На наших фермах вы можете наблюдать такую картину - подходит к стаду скотник, а коровы или свиньи разбегаются, - сокрушается Сергей Постовой. - Я пять лет работал в Германии и видел обратное - там животное идет к человеку, ожидая от него чего-то хорошего. А у нас животные боятся. Из-за постоянных стрессов чаще болеют.
Трудно прижиться породистым гостям и по другим причинам.
- Чем выше потенциал продуктивности животного, тем более высокие требования предъявляются к его содержанию, - считает Александр Родин. - А на Дону элитный скот попадает, как говорится, в скотские условия.
Глава фермерского хозяйства "Пятачок" Иван Курицын считает, что будущее донского фермерского животноводства - за отечественными породами, а с импортным поголовьем справиться под силу только крупным холдингам:
- У фермеров, которые работают с импортными породами, 50 процентов падежа. В наших условиях у заграничных животных далеко не те показатели, которые рекламируют. Я отдал предпочтение отечественной породе СМ-1 - скороспелая мясная, она была выведена на Юге России девять лет назад. Крупная белая свинья - вчерашний день, она считается сальной породой и была хороша во времена дефицита. Сейчас требования другие, шпик должен быть не более двух сантиметров. СМ-1 на выходе дает 75 процентов мяса.
Можно работать и с животными импортной селекции, приспособленными к нашему климату. Отлично зарекомендовали себя датская, ирландская породы свиней. Но, чтобы разводить их, нужны большие финансовые вложения, совершенно другой подход. За границей на фермах есть системы климат-контроля, автоматическое навозоотделение, что позволяет уменьшить содержание вредного аммиака в воздухе. Кормление тоже автоматизировано, строго соблюдается режим питания. В России же малые хозяйства работают по старинке, могут покормить животное на полчаса раньше или позже. Корма насыплют где меньше, где больше. А в прошлом году в период неурожая вообще недокармливали. Все это очень важные факторы.
Николай Михайлов, профессор, заведующий лабораторией теоретических основ селекции животноводства Донского государственного аграрного университета:
- Фермеры, увлекшись зоотехническим туризмом - поиском высокопродуктивных пород за пределами нашей родины - тратят средства не на тех животных. За огромную цену покупают не племенных особей, а товарных. Действительно, за границей выращивается высокопродуктивный скот, но никто не продает нам свой интеллектуальный продукт, то есть чистую линию. Зачастую нам подсовывают гибрид. Это "одноразовый" сорт, рассчитанный на 2,5 года использования. Фермеры покупают просто хорошую породу, а надо учитывать происхождение. Нужно серьезное партнерство с западными животноводами, чтобы создавать свои собственные линии. До тех пор, пока мы сами не наладим высокий уровень селекции, результатов не будет.