Мурманские рыбаки не спешат к родным причалам

Куда везти рыбу, выловленную в Баренцевом море? На этот вопрос не могут ответить ни чиновники, ни промысловики.

Весь улов должен доставляться только в российские порты. Однако в этом районе промысла имеются норвежские экономические зоны и правительство этой страны также готовит постановление, согласно которому вся выловленная рыба должна быть доставлена к норвежскому берегу. Но если в родном порту мурманских моряков никто не ждет, то норвежцы делают все, чтобы заманить к себе наши суда.

Корреспондент "РГ" попытался разобраться, "выплывут" ли наши рыбаки из хитросплетений законодательства разных стран.

В Северном бассейне мурманский порт наиболее удобен для захода судов. Именно сюда ожидается наплыв поставок рыбопродукции, после того как вступит в силу постановление правительства РФ  об обязательном возврате  улова  к родным берегам.

Но сегодня причалы предприятия способны принять лишь 200 тысяч тонн рыбы в год. Это максимум. По подсчетам же специалистов, в 2009 году объемы вырастут по меньшей мере вдвое.

Уже сейчас в мурманском порту суда простаивают по  нескольку дней. Причин несколько: не хватает причалов, докеров, холодильных мощностей.

Директор порта Владимир Соколов говорит, что он готов объявить дополнительный набор работников, если рыбодобывающие компании представят четкий план будущих поставок рыбы. Только так можно просчитать, сколько порту потребуется людей. Но даже если рыбу удастся выгрузить, встает очередная дилемма. Где хранить?   

Сегодня холодильники рыбного порта могут вместить только 30-35 тонн рыбы. Они заполнены до отказа. Груз порой хранится по четыре месяца. Рыба замораживается  до тех пор, пока не пройдет сезонное снижение цен. Продавать дешево промысловики не хотят. Впрочем, нехватка портовых мощностей - не последняя трудность.

Несколько лет назад была продана портовая нефтебаза, и теперь заправка топливом судов также проблема. Впрочем, это же касается питьевой воды.

Если случится экономическое чудо и вся портовая инфраструктура воскреснет из небытия, перед промысловиками встанет очередной вопрос: как вывезти рыбу из Мурманска?

Прежде ее загружали в вагоны-рефрижераторы и отправляли по всей стране. Железнодорожным транспортом осуществлялись основные поставки. Рыбакам предоставлялась 50-процентная скидка. Сейчас льгота отменена. Владельцы судов перевозят всю продукцию автомобильными рефрижераторами. В случае, если в порт хлынет поток рыбы, перевозчикам просто-напросто не хватит места на единственной федеральной трассе, связывающей Кольский полуостров с Россией.

Простой судов в порту из-за отсутствия холодильников, развал системы доставки железнодорожным транспортом обходятся судовладельцам,  в зависимости от типа судна, от 60 тысяч до 250 тысяч рублей в сутки.

Эти потери плюсуются к вечно дорожающему судовому топливу. В итоге за все платит рядовой покупатель. Килограмм недорогой рыбы доходит до мурманчан на 5-10 рублей дороже.

При этом в норвежских портах на разгрузку, оформление, пополнение запасов топлива, воды и продовольствия уходят даже не сутки, а всего несколько часов. Здесь делают все, чтобы мурманские рыбаки чувствовали себя желанными гостями.

В результате за последние годы целый ряд прибрежных поселков Норвежского королевства вырос до портовых городов.  Сейчас правительство страны фьордов сильно озадачено желанием России "развернуть" поток рыбы в родные порты. Министр рыбной промышленности Норвегии  уже заявил, что вся рыба, выловленная в экономической зоне их страны, должна будет доставляться к норвежским берегам. Естественно, что иностранное постановление неминуемо войдет в противоречие с постановлением  российского правительства, согласно которому все добытое в Баренцевом море должно доставляться на таможенную территорию нашей страны. Сегодня рыбаки фактически стоят перед выбором: законы какой страны им придется нарушать?

Комментарий

Вячеслав Зиланов, председатель координационного совета работников рыбного хозяйства России:

-  Мало продекларировать - везите рыбу в российские порты, необходимо еще и создать для этого условия. Мурманские рыбаки рады и готовы работать на отечественного потребителя. Однако инфраструктура порта не готова к переработке большого объема продукции. Настораживает и возможность двойного толкования постановления правительства РФ о доставке всей рыбы из Баренцева моря на территорию таможенной зоны нашей страны. Ведь  в море есть не  только экономическая зона России, но и Норвегии, есть и смежные участки рыболовства Баренцева моря, где действуют российские и норвежские правила. Норвегия уже начала разрабатывать постановление о том, чтобы вся рыбная продукция, выловленная в экономической зоне королевства, доставлялась в их порт. В результате, наши рыбаки попадают в "вилку" законодательства разных стран. Куда везти продукцию, если они добыли ее в норвежской части Баренцева моря или общей экономической зоне? Ответа на этот вопрос пока не существует.