22.08.2008 01:45
    Поделиться

    За полгода в Саратовской области выявлено 191 коррупционное преступление

    Борьба с коррупционерами нередко сводится к задержанию мелких взяточников

    Из десятка дел по получению взяток, рассмотренных судами области в первом полугодии, лишь в одном случае обвиняемый был приговорен к лишению свободы. Остальные отделались штрафами или условными наказаниями.

    План Григорьева

    Год назад на "Деловом завтраке" в представительстве "Российской газеты" в Саратове тогдашний прокурор области Евгений Григорьев рассказал о своем плане борьбы с коррупцией. Григорьев обозначил целый ряд мер, которые, по его мнению, могли бы снизить уровень коррупции в области. Причем речь шла не только о привлечении к уголовной ответственности чиновников, попавшихся на взятках и злоупотреблениях, но и о профилактике мздоимства, о насущной необходимости внесения изменений в региональное законодательство.

    Самому Григорьеву, погибшему в феврале этого года от руки киллера, реализовать эти замыслы было не суждено. Однако мы посчитали важным проанализировать, что же все-таки из антикоррупционного плана прокурора удалось осуществить в Саратовской области, а что так и не получилось.

    "Наследство" Аксененко

    В марте был взят под стражу бывший мэр Саратова Юрий Аксененко (само уголовное дело против градоначальника было возбуждено ранее, еще при жизни Евгения Григорьева). Ему было предъявлено обвинение в получении взятки. По версии следствия, мзду в виде двух квартир градоначальник получил за содействие в предоставлении земельного участка некой коммерческой фирме. Но уголовное дело интересно даже не этим фактом.

    По словам следователя Надежды Волошиной, в ходе расследования подтвердились факты незаконного предоставления земельных участков, в основном в центре Саратова, родственникам мэра. Почти каждый из родных Аксененко (а их было около десяти) получил примерно по десять участков различной площади. Таким образом, речь идет примерно о 100 земельных участках, которыми своевольно распорядился градоначальник. Вину экс-мэра в получении взятки, а также в превышении должностных полномочий и злоупотреблении следствию еще предстоит доказать в суде. Тем не менее можно сказать, что "инвентаризация" наследства экс-мэра, которую обещал провести прокурор Григорьев, началась.

    Громкий резонанс вызвало и задержание депутата городской думы Саратова, директора Крытого рынка Михаила Макеенко в связи с "покушением на дачу взятки" сотруднику областной прокуратуры. Подоплека этого дела тоже связана с земельным участком, выделенным коммерческому предприятию под торговые ряды в центре Саратова.

    Проверка на мздоимство

    В прошлом году Саратовская область стала одним из первых российских регионов, где было принято антикоррупционное законодательство. Причем закон о противодействии коррупции появился благодаря инициативе областной прокуратуры. В соответствии с этим законом в структуре региональной власти был образован специальный антикоррупционный отдел. Одна из основных его задач - проведение экспертизы правовых актов, выявление в них предпосылок для коррупционных отношений.

    Правда, отдел был создан не при областной думе, как предлагала прокуратура, а при правительстве области, что, как считал Григорьев, поставит его в зависимое от исполнительной власти положение.

    За первые семь месяцев работы отдел провел экспертизу 287 правовых актов и обнаружил в 12 из них признаки коррупционности.

    - Оценивая работу отдела, нужно учитывать, что ранее такой деятельностью никто вообще не занимался, - говорит старший помощник прокурора области Олег Петров.

    Разные ведомства по-разному трактуют, что считать коррупционными составляющими в правовых актах, поскольку в федеральном законодательстве определения коррупции до сих пор нет.

    191 коррупционное преступление было выявлено с начала года в Саратовской области

    Еще одним шагом, по плану Григорьева, должно было стать наделение прокуратур полномочиями инициировать правовые акты на муниципальном уровне. Однако и здесь все оказалось не просто.

    - Если в ряде муниципальных образований прокуратура получила такие полномочия, то в других депутаты отказались их предоставить, - говорит Петров.

    Почему народные избранники не захотели допустить вмешательства районных прокуратур в свою нормотворческую деятельность, можно только догадываться. Возможно, обескуражила активность, проявленная прокуратурой на областном уровне.

    В результате задача создания на муниципальном уровне нормативной базы, которая перестроила бы работу чиновников с гражданами и предпринимателями по принципу "единого окна" и свела бы к минимуму возможность поборов, а именно такую цель ставил прокурор, пока так и не реализована.

    Взятка в 200 рублей

    Всего с начала года в Саратовской области было выявлено 191 коррупционное преступление. Это даже немного больше, чем в прошлом году. Среди подозреваемых в получении взяток есть и чиновники, занимающие заметные посты в областной иерархии: например, начальник областной инспекции строительного надзора Юрий Суханов, заместитель начальника управления Ростехнадзора Александр Полях, заместитель главы Воскресенской районной администрации Александр Старков.

    Не меньший резонанс имели и некоторые факты использования чиновниками преимуществ своего служебного положения. Так, сотрудники прокуратуры и Федеральной антимонопольной службы выяснили, что в результате проведения конкурса несколько участков на берегах Волги, относящихся к лесному фонду, были переданы в аренду на 49 лет министру лесного хозяйства области Борису Богапову, его сыну, а также другим сотрудникам министерства. Контролирующие органы усмотрели в случившемся нарушение антимонопольного законодательства, министру пришлось со скандалом оставить свой пост, а результаты торгов сейчас оспариваются в судебном порядке.

    В то же время у высоких показателей борьбы с коррупцией есть и другая сторона. Многие из уголовных дел по взяткам возбуждены в отношении преподавателей, медиков, рядовых сотрудников милиции, мелких должностных лиц. Например, женщина-терапевт одной из поликлиник была осуждена в этом году за получение взятки в... 200 рублей. Такую сумму она взяла с двух пациентов за необоснованную выдачу им больничных листов.

    Примечательно, что из десятка дел по получению взяток, рассмотренных судами в первом полугодии, лишь один из обвиняемых - начальник управления по обороту этилового спирта и алкоголя областного правительства - был приговорен к реальному лишению свободы. Остальных наказали условно или приговорили к штрафам в связи с небольшой тяжестью совершенных правонарушений.

    - С одной стороны, коррупция, в каких бы формах и размерах она ни проявлялась, остается коррупцией, с другой - проблема мелкотемья в работе правоохранительных органов действительно есть, - говорит прокурор отдела областной прокуратуры Александр Прохоров. - Поэтому позиция прокуратуры заключается в следующем: бороться надо не с теми, кто вынужден давать взятки, а с теми, кто эти взятки вымогает.

    Комментарий

    Павел Гвоздев, начальник отдела по противодействию коррупции прокуратуры Саратовской области:

    - Если кто-то рассчитывал, что смена руководства областной прокуратуры приведет к свертыванию нашей работы, то этого не произошло. Это направление для областной прокуратуры по-прежнему остается приоритетным.

    В число задач нашего отдела, который был образован несколько месяцев назад, входит и координация работы правоохранительных органов, и профилактика коррупции. В частности наши сотрудники проверяли муниципальные органы власти. В районных администрациях был выявлен целый ряд хищений денежных средств, в том числе по подложным документам. Проверялись и федеральные структуры, в том числе правомерность выдачи лицензий строительным организациям. Как оказалось, некоторые из таких организаций представляли в федеральный лицензионный центр неверные сведения.

    Увы, пока в действующих законах очень много лазеек для тех, кто стремится работу в структурах власти использовать в своих корыстных интересах. Для муниципальных служащих допускается, например, работа в коммерческой структуре, если это не вызывает конфликта интересов. А милиция вправе принимать от других организаций и лиц в пользование технические средства. То есть, начальник милиции, например, может получить от предпринимателя дорогую иномарку и ездить на ней. Вот такие ситуации и провоцируют коррупцию.

    Поделиться