22.08.2008 03:10
    Поделиться

    В Ярославле из-за массовых увольнений почтальонов обслуживать клиентов отделений связи практически некому

    Из-за массовых увольнений ярославских почтальонов обслуживать клиентов отделений связи практически некому

    В Ярославле жалобы рядовых работников и клиентов почты дошли до прокуратуры: началась проверка, которая выявила ненадлежащее качество услуг, предоставляемых почтовиками.

    И неудивительно: операторы и почтальоны массово увольняются из-за низких зарплат, а люди неделями не могут получить корреспонденцию. Многие почтовые отделения Ярославля перешли на работу по сокращенному графику. Причина одна - недостаток операторов и почтальонов. Того самого звена, которое выдает переводы и бандероли, разносит пенсии и письма. Без которого мы не мыслим почты.

    За бандеролью - в хвост

    Попытка попасть в 12 часов дня в 14-е почтовое отделение на улице Свободы успехом не увенчалась. На двери объявление: "Временно работаем с 13 до 18 часов...". А рядом еще одно - "Требуются работники...". И перечень тех самых дефицитных специальностей. Указаны оклады: оператора - 5780 рублей, почтальона - 5180 рублей плюс премия. Подошедшие две женщины поясняют, что оба объявления висят уже давно.

    - Неделю пыталась получить здесь бандероль, но как увижу хвост очереди с крыльца на улицу, ухожу, - говорит одна из них. - Теперь все перевожу на центральную почту, хоть там еще работают.

    Разговор продолжился уже у почтовиков. Выясняется, что операторов, которых по штату положено четыре, здесь просто нет. Их работу выполняют по очереди трое - заведующая и два ее заместителя. За это им одну ставку оператора разделили на троих. Почтальонов тоже не хватает. По словам не пожелавших назвать себя работников, новенькие сюда приходят, но вскоре, прочувствовав весь объем нагрузки - район обслуживания большой, много организаций и офисов, в чей адрес приходит большая и тяжелая почта, вынужденно продленный рабочий день да плюс к этому еще реакция обозленных очередями людей, увольняются.

    Ближайшее к этому почтовое отделение № 49 на Городском валу работает тоже по сокращенному графику - с 8 утра до 14 часов. Причины те же. И такая картина - в разных почтовых отделениях.

    Как ни странно, в этой "бескадровой" пустыне существуют-таки оазисы. К примеру, почта под номером 40 на проспекте Октября обслуживает своих клиентов с 8 утра до 8 вечера. Да еще работает и в воскресенье. Находится также в центре города, тоже уйма офисов и район обслуживания немалый. А в зале очередь к оператору - человек пять.

    Окладистая проблема

    - Никаких дополнительных привилегий за соблюдение всех графиков и правил обслуживания у нас нет, - пояснила заведующая отделением Надежда Иванова. - Просто мы сумели пережить то самое тяжелое время до нынешнего февральского повышения зарплаты и не растерять коллектив. Правда, и после долгожданного роста зарплаты почтовые работники не заработали густого приварка. Из пяти операторов четверо имеют самый высокий первый класс квалификации. Это ставка 6095 рублей плюс премиальные. "Чистыми" выходит где-то по 6,5 тысячи рублей. И это при том, что уходят они с работы чаще всего в девять, а то и в половине десятого вечера.

    Складывается впечатление, что добросовестно "несут вахту" почты не благодаря обстоятельствам, а вопреки им. В частности, начинающим операторам, которых так остро не хватает, обещают "обучение на месте". Но опытные почтовые работники на местах предлагают обучать людей непосредственно на почтамте, чтобы те приходили в почтовые отделения хоть немного подготовленными и не бежали прочь от первых трудностей. Не раз обращались к почтовому руководству работники отделений с просьбой прислать специалистов по нормированию труда - по их убеждению, рост нагрузок не соответствует оплате. С этого года, к примеру, прибавилась у почтальонов разноска по домам счетов-квитанций за оплату электричества, телефонов, а до разноски предстоит разобрать все это на почте. Вместо ответа на эти предложения, как сообщили в отделениях, почтовое руководство выдвинуло встречное - а не перестроить ли график работы операторов (если они, конечно, есть), пусть выходят не через день, а каждый день. А техническая база... Во многих почтовых отделениях компьютеры старые, часто "зависают" - нервотрепка и для оператора, и для ждущих в очереди посетителей.

    На почте все спокойно?

    Но если настоявшиеся в очередях клиенты почтовиков полагают, что этими проблемами всерьез озабочено почтовое руководство или профсоюз работников связи, то ошибутся. При разговоре с корреспондентом "РГ" начальник почтовой службы Ярославля Александр Абрамов прежде всего предупредил: на этом посту всего четыре месяца, еще не успел освоить всего. И опять же общее руководство за ГУП "Почта России". Только вот настрой при этом у руководителя, похоже, уже сформировался: "Я считаю, все у нас в общем-то неплохо, ситуация стабилизировалась. Кадрами дорожим, и зарплаты сейчас у оператора, почтальона от 8,5 до 9,5 тысячи рублей, к окладам идут премиальные". Текучка, по мнению руководства, "не очень большая" (?). На вопрос, сколько сейчас в городе не хватает почтальонов по Ярославскому почтамту, руководитель ответить затруднился.

    - Письменных жалоб со стороны работников связи у нас нет, - постаралась помочь руководителю почтового ведомства присутствовавшая при разговоре председатель обкома профсоюза работников связи Любовь Гроздилова. - Коллективным договором оговорена материальная помощь и на санаторные путевки, и детям на летний отдых. Строго выполняется охрана труда...

    Словом, тишь, гладь и почтовая благодать?

    А как у соседей

    Ситуация, сложившаяся с почтовыми услугами для населения, характерна для многих регионов Верхней Волги. Так, кадровые проблемы долго решали костромские почтовики.

    "Российская газета" уже писала о сложностях в работе костромской почты ("Отделение от связи", 19 февраля 2008 года). Изменилось ли положение за прошедшие полгода? С таким вопросом корреспондент "РГ" обратилась к заместителю начальника Костромского управления филиала федерального предприятия "Почта России" Евгению Буракову:

    - Да, ситуация медленно, но улучшается. Удалось снизить недокомплект кадров на почтах, уменьшить число отделений, где их крайне не хватает. Если прежде недоставало 30 процентов операторов и почтальонов, то сейчас это уже около 20 процентов. За счет чего? Стали, например, теснее работать со студентами-связистами в местном лицее № 9 - приглашаем старшекурсников на практику, определяем им зарплату, чтобы они осознали себя специалистами и оставались работать. Приглашаем людей и со стороны на неполный рабочий день. Стали больше уделять внимания уже работающим кадрам. В частности, создавать условия для повышения классности - а это увеличение заработной платы. Почтальонам, например, предложили изучить не только свои, но и соседние маршруты, чтобы могли заменить в случае чего коллегу. Это учитывается при аттестации и опять же является основанием для повышения класса специалиста. В итоге в городе сейчас вдвое уменьшилось число отделений связи, работающих по сокращенному графику.

    Между тем

    Когда материал готовился к печати, стало известно, что работой ярославских почтовых отделений заинтересовались правоохранительные органы. В ходе проверки сотрудниками городской прокуратуры выявлен целый ряд нарушений в предоставлении качественных услуг населению. Самой серьезной проблемой, отмеченной проверяющими, оказался кадровый вопрос, особенно острый в почтовых отделениях центральных районов областного центра, где график работы урезан практически в два раза. В отношении руководителя Ярославского почтамта уже возбуждено дело об административном правонарушении. Проверки еще не закончены.

    Поделиться