Выступление Виктора Ющенко на митинге в Тбилиси с выражением поддержки президенту Грузии не вызвало удивления. На чьей стороне симпатии украинского лидера, давно известно. Оправдывая действия грузинских войск в Южной Осетии, он сказал: "Свобода стоит того, чтобы за нее бороться". Митинговой риторикой дело не ограничилось. Киев начал политическую осаду Севастополя. Президент Украины издал указ, запрещающий кораблям Черноморского флота свободно перемещаться в украинской акватории и, в частности, вблизи конфликтных зон. Согласно этому указу "корабли и самолеты ЧФ РФ могут пересекать государственную границу Украины только после предоставления в штаб ВМС Украины уведомления об этом, причем документ должен быть подан не позднее чем за 72 часа до предполагаемого пересечения границы".
Командованию ЧФ вменяется в обязанность детально информировать украинские власти о целях похода, о наличии и количестве на борту вооружений, боеприпасов, взрывчатых веществ, военного имущества. Кроме того, российские корабли "должны пересекать госграницу Украины в строго отведенных для этого местах по предъявлении удостоверения личности офицера (военного билета) или паспорта, а также списка членов экипажа корабля или самолета".
На попытку создать Черноморскому флоту "штормовые условия" Москва тотчас отреагировала. Российский МИД назвал указ украинского президента "политически мотивированной самодеятельностью", отметив, что решение Виктора Ющенко "противоречит всем договоренностям между Россией и Украиной по ЧФ". Нарушение этих договоренностей, надо заметить, началось до того, как в Южной Осетии разразилась война. О намерении "разобраться" с ЧФ президент Украины заявил еще в мае - в ответ на эпатажные высказывания Юрия Лужкова о статусе Черноморского флота. В силу своего политического темперамента московский мэр всегда обостряет проблему, высказывается с резкой определенностью. Но, как сразу же разъяснил российский МИД, Юрий Лужков лишь высказал мнение, которое совпадает с точкой зрения большинства россиян, болезненно воспринявших распад СССР. Этих разъяснений украинский президент как будто бы не услышал. И поручил правительству подготовить законопроект о прекращении с 2017 года международных договоров о временном пребывании ЧФ на территории Украины.
Президентское поручение выполнено не было. И вовсе не по причине неповоротливости административной машины. Премьер Юлия Тимошенко сознательно не стала втягиваться в затеянную Виктором Ющенко тяжбу. Сначала она попросила дать правительству еще некоторое время на подготовку соответствующих документов. Затем предложила согласовать эти документы с Москвой. Судя по всему, украинский премьер за год до предстоящих на Украине президентских выборов не хочет обострять отношения с российским руководством. Она, кстати, демонстративно отстранилась и от событий в Южной Осетии, никаких комментариев на сей счет не дала и вообще ушла в отпуск.
Поднимать политическую волну вокруг Черноморского флота Виктору Ющенко сейчас помогают только радикалы из УНА-УНСО и других националистических организаций. Они пикетируют маяки, срывают таблички с ворот на российских военных объектах. И, пугая сограждан "российской экспансией", размахивают плакатами: "Сегодня - Южная Осетия, завтра - Крым!" Статусные украинские политики ведут себя сдержаннее. Большинство из них не разделяют опасений, что югоосетинская ситуация может повториться в Крыму. Председатель Верховной рады Арсений Яценюк заявил, что не видит оснований "даже проводить мини-параллели между Южной Осетией и Автономной Республикой Крым". Выразив обеспокоенность тем, что внешнеполитическую карту "начали разыгрывать ради внутренних интересов, связанных с политической борьбой", глава украинского парламента сказал, что "политические спекуляции по статусу Крыма должны быть пресечены на корню".
Между тем в Крыму нарастает социальное напряжение. Последнее время оттуда доносятся сообщения о самовольном захвате земли. На этой почве (в буквальном смысле) происходят драки, подчас кровавые. А представители русскоязычного населения митингуют перед зданием Верховного совета, размахивая плакатами: "Татары, не провоцируйте славян! Не разжигайте межнациональную рознь в Крыму!", "Нет - самозахватам земли!" В одном лишь Симферополе зарегистрировано около 7 тысяч заявлений крымских татар, желающих получить землю под строительство индивидуального жилья. Но достойна внимания и резолюция одного из митингов, организованного партией "Русский блок": "Имеются неопровержимые факты, свидетельствующие о том, что в акциях по захвату земель участвуют лица, уже располагающие земельными участками в Крыму".
Ладно, судьба земельных участков и курортных объектов в Крыму - не наше дело. Но сохранение пророссийского анклава на Украине, каковым является этот беспокойный полуостров, остается актуальной задачей. Располагая в украинском тылу столь массовой "группой поддержки", Москва может гораздо увереннее разговаривать с Киевом и о тарифах на газ, и о маршруте газопровода в Европу. Однако поддержать русских жителей Крыма в их стремлении ограничить аппетиты крымских татар Москва не может. Во-первых, такая поддержка (пусть даже в мягкой форме - в виде высказанной российским МИДом озабоченности) была бы болезненно воспринята Киевом - там ее расценили бы как вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Во-вторых, Москва понимает, что тягаться с властями Украины за свои права у крымских татар, увы, хватает оснований. В Крыму около 300 поселков, населенных 260 тысячами потомственных сынов и дочерей великой Таврии. "Резервация", "гетто" - ну нет, это грубо. "Компактное проживание". Официальная речь, как всегда, щедра на эвфемизмы, власть привычно чурается сущностных слов. Эта отдельность существования, это получение социальных благ по национальной квоте, может, так уж не угнетали бы обитателей мест "компактного проживания", будь казна к ним добрее, чем к прочим. Или будь она равно немилосердна ко всем. Но и в этом, и в том, что безработица в кругу крымских татар втрое выше, чем в среднем на полуострове, и во всем остальном жители "национальных" поселков ощущают себя жертвами утвердившейся здесь гражданской разносортицы.
Председатель Общественного совета по защите конституционных прав Автономной Республики Крым Леонид Грач говорит: "Крым начинен сепаратистскими настроениями, как динамитом. Любое неосторожное движение - и взрыв. Но восстановление крымско-татарской национально-территориальной автономии - это шаг к опаснейшему конфликту. Ведь того же станут вправе потребовать и другие коренные народы Крыма - греки, немцы, болгары, армяне, караимы, не говоря уж о русских..."
Это понимает и Москва, относясь с осторожностью к запросам крымских татар. Обострять и без того напряженные отношения с Киевом не входит в ее планы. Но демонстративной поддержкой действий Саакашвили, политической осадой Севастополя Киев, кажется, делает все, чтобы российско-украинские отношения стали похожи на российско-грузинские.