Новости

26.08.2008 04:30
Рубрика: Экономика

Полет банкрота

Пассажиров "ЭйрЮнион" поднимут в небо конкуренты

На защиту интересов авиапассажиров вчера встал премьер-министр Владимир Путин. Вчера на заседании президиума правительства он потребовал от вице-премьера Сергея Иванова разобраться с ситуацией.

На момент подписания номера в печать еще не было известно, какие конкретно меры будут приняты. "ЭйрЮнион" вполне можно спасти, но для этого понадобится три года и жесткий финансовый контроль, считает глава торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский, которому альянс задолжал за керосин несколько миллионов долларов. Но сейчас счет идет на часы - тысячи пассажиров нужно отправлять в полет завтра и послезавтра.

Ясно, что деньги в распоряжении вице-премьера Сергея Иванова будут. Владимир Путин рекомендовал при необходимости "выделить их немедленно". Также ясно, что в распоряжении вице-премьера совсем нет времени: по оценкам специалистов госкорпорации "Ростехнологии", запас топлива, полученный авиаперевозчиками-должниками от топливных компаний и конкурентов под гарантии госкорпорации, уже сегодня должен иссякнуть.

Так что неизвестно, полетят ли сегодня самолеты альянса "ЭйрЮнион". Однако крупнейшие российские авиаперевозчики - "Аэрофлот", "Сибирь", "Трансаэро", ГТК "Россия" - с подсказки Росавиации выразили готовность перевозить пассажиров альянса по ранее приобретенным билетам. Этот маневр позволит снять остроту в пик перевозок накануне 1 сентября. Однако стратегических проблем альянса-должника, понятно, он не решает. По словам источника в Росавиации, долги "ЭйрЮнион" в результате возрастут - никто бесплатно летать не может.

В "Аэрофлоте" корреспонденту "РГ" сообщили, что обсуждают возможность создания резерва самолетов в Красноярске, где базируется штаб-квартира "КрасЭйр" - самой проблемной компании альянса. Заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков отметил, что не может рассчитывать на то, что деньги за выполненные за конкурента рейсы будут получены полностью. В России сейчас нет организации, которая проводила бы взаимозачеты между авиаперевозчиками в таких ситуациях и автоматически гарантировала платежи.

Напомним, что альянс в свое время создавался как потенциальный конкурент "Аэрофлота". Однако конкуренции, от которой выиграли бы пассажиры, как теперь видно, не получилось. По мнению Льва Кошлякова, причинами кризиса в альянсе стали и рост цен на топливо, и устаревший парк самолетов, и проведение консолидации пяти авиакомпаний административными методами. "КрасЭйр" до слияния был сильным перевозчиком, но, видимо, и его возможностей не хватило для того, чтобы "вытянуть" более слабые авиакомпании", - заявил вице-президент "Аэрофлота".

По мнению экспертов, сейчас альянс "ЭйрЮнион" на грани распада. "КрасЭйр" - его сердце, у нее самые прибыльные рейсы. Но финансовые проблемы, возможно, не позволят ей летать зимой. Во всяком случае, продавать билеты на конец октября и последующие месяцы в Росавиации ей уже запретили. Без прибылей "КрасЭйр" и всему альянсу никогда не расплатиться с долгами, и его будущее видится все более сомнительным.

Кредиторы уже начинают подавать иски о его признании банкротом. В пятницу Красноярский арбитражный суд принял к рассмотрению соответствующее заявление лизинговой компании "Ильюшин финанс Ко" (ИФК). Совокупная задолженность авиаперевозчика перед ИФК с учетом штрафных санкций составляет около 20 миллионов долларов.

С сегодняшнего дня аэропорты Сочи, Анапы и Краснодара фактически объявили "КрасЭйру" ультиматум: топливо только при стопроцентной предоплате. Долги за керосин здесь достигли 24 миллионов рублей. В Омске готовятся начать подобную акцию со среды.

Из-за конфликта "ЭйрЮнион" с топливными компаниями только за последние дни лишения и неудобства в аэропортах страны пришлось испытать более чем 4 тысячам человек. Те, кто плюнул и решил не лететь вовсе, смогут получить деньги за свои билеты. Как пояснили "РГ" на "горячей линии" альянса, "за прошедшие даты пассажирам, которые не улетели, вернут деньги". А вот что ожидает тех, кто хочет сдать билет на предстоящий рейс, пока неизвестно. Альянс не готов возвращать им деньги - их просто нет. Еще печальнее ситуация у тех, кто уже забронировал билеты на рейсы "ЭйрЮнион" на зиму, которая начинается у авиаторов в конце октября. Специалисты предлагают в обмен на билеты выдавать талоны, по которым можно будет или полететь на самолете другой компании, или дождаться возврата денег. Если должники разом заплатят всем, то компания не сможет выполнять и летние полеты не только из-за отсутствия топлива, но и из-за нехватки персонала, которому нечем будет платить за работу.

Экономика Транспорт Авиатранспорт